Как чувствует душа

Как чувствует душа

Новосибирский композитор о том, какие песни нужно писать для детей

Среди читателей «Советской Сибири» есть много интересных людей. Один из них — новосибирский композитор Константин Журавлев. В этом году он отмечает свой юбилей.

Мы побывали на его рабочем месте... в школе и узнали, какими должны быть песни для детей.

Следуя принципам Кабалевского

Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, член Российского союза писателей, руководитель Новосибирского областного музыкально-литературного творческого клуба «Гармония» Константин Журавлев с конца 2018 года работает в средней общеобразовательной школе № 20 Новосибирска учителем музыки. Параллельно ведет детскую вокальную студию «Домисолька».

— Дети разные, самые обычные. Конечно, мы не пытаемся соблюсти все требования детской музыкальной школы — это все очень сложно. Но стараюсь научить элементарным правилам вокала, чтобы дети правильно дышали, эмоционально пели. И конечно, знакомлю их со своим новым песенным репертуаром, — рассказывает Константин Журавлев.

Между тем Константин Иванович в городе человек довольно известный. Многие его знают не только как учителя музыки, но еще и как композитора.

— Конечно, общение с детьми дает мне пищу для творчества. И позволяет потом апробировать свои произведения — первыми их исполняют мои студийцы, — говорит он.

Основа творчества Константина Журавлева — добрая детская песня, написанная в советских традициях.

— Я не скрываю этого — меня формировало именно советское время, — подчеркнул композитор. — Песни Владимира Шаинского, Исаака Дунаевского, Евгения Крылатова — это, конечно, классика. На них воспитывался и я сам, когда-то пел в детском хоре. Пели мы разные песни, даже, было дело, общались с композитором Дмитрием Кабалевским. У меня дома хранится уникальная вещь — открытка, подаренная нашему детскому хору самим Дмитрием Борисовичем. И надо же было такому случиться, что через много лет я стал ярым приверженцем его программы и даже творчески ее интерпретировал: как он использовал свои произведения на уроках музыки, так и я теперь.

Как написать песню

На счету Константина Журавлева более двухсот детских песен. По словам автора, первые он написал еще в детстве. В десять лет начал заниматься в музыкальной студии ДК «Калейдоскоп» в Академгородке, а года через два появились первые сочинения.

— Веду отсчет своей творческой деятельности с 1976 года. Никто из музыкантов квалифицированно помочь не мог. Мне же как заявляли? Вот дают тебе пьесы, и учи их. Но ведь это скучно! В наше время столько песен звучало по радио, хотелось их быстрее освоить! И вот от подбора музыки постепенно перешел к сочинению своих песен, — вспоминает Константин Иванович.

Потом были армия, культ­просветучилище, которое Журавлев окончил с отличием, получив специальность «клубный работник». Диплом НГПУ дал ему право работать учителем музыки.

Что касается модных ныне песенных конкурсов, педагог в них не участвует.

— С одной стороны, любой конкурс требует каких-то капиталовложений. С другой — выступать на конкурсах надо, потому что этим поднимается престиж творческого коллектива, — размышляет наш собеседник. — Но очень немногие хоровые коллективы общеобразовательных школ сейчас способны конкурировать с серьезными коллективами музыкальных школ. Если бы это были просто фестивали, на которых можно показать свои новые песни... А вот соревноваться в качестве вокала смысла нет никакого. Конечно, у меня есть поющие ребятишки, но их сейчас очень мало. В последнее время стало очень трудно найти талантливого ребенка. Поэтому я в конкурсах больше не участвую. Для меня главное не формальные победы, а расширить музыкальный кругозор детей, привить им хороший музыкальный вкус.

Шоу, за которым ничего не стоит

По словам Константина Журавлева, современную качественную музыку для детей найти практически невозможно.

— Потому что то, что сейчас дети слушают по телевидению и радио, эстрада, — это просто уму непостижимо, это нельзя никому показывать. Думаю, причина такого низкого качества музыки в том, что нынче все поставлено исключительно на коммерческие рельсы — все делается за деньги. А качество произведения, слова, мелодия — это все дело десятое. Песни пытаются сделать на каких-то эффектах, устроить шоу. Но, к сожалению, за шоу, как правило, ничего не стоит, — сокрушается композитор.

Но тут же оговаривается: в России, конечно, сейчас есть и сильные конкурсы, такие как «Синяя птица» или «Голос».

— Хотя все это слегка от лукавого, на мой взгляд. Вот выходят дети на конкурс («Голос». — Прим. ред.), и ведь никто не задумывается о том, что их данные — это в первую очередь результат работы педагогов, которые их готовили. А в жюри в это время сидят «звезды» и выбирают себе уже готового ребенка. Как-то не очень красиво это выглядит… «Синяя птица», на мой взгляд, поинтереснее. И там у жюри, мне кажется, более объективный подход к оценке. Но для меня это не главное. Для меня главное — просто познакомить детей с песнями, написанными в добром советском ключе. В журнале «Вожатые XXI века», помню, меня называли сибирским Шаинским.

В 1996 году Константин Журавлев, кстати, взял у своего знаменитого коллеги автограф.

— Я очень долго ждал этой встречи. И мне повезло: Владимир Яковлевич меня выслушал, я показал ему свои пьесы, он пожелал мне удачи. И это дорогого стоит. Никаких денег не надо автору, если его поддерживают такие авторитетные мэтры. И очень приятно было осознавать, что не зря работаешь.

Как чувствует душа

Слово или музыка

Константин Иванович издал два авторских сборника детских песен собственного сочинения: в 2005 году — «Кудыкину гору», в 2014-м — «Школьную программу».

— Как педагог я в первую очередь уделяю внимание слову. Текст должен быть доступный, вокальный, художественный, — подчеркивает Журавлев. — Судьба свела меня с разными поэтами, одаренными именно в плане песни. Это, например, Светлана Галкина, Любовь Трушина, Олег Делов. Мое сотрудничество с последним запомнилось песней «Рассадили». Композиция получила диплом комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска «За лучшую детскую песню». «Рассадили» стала настоящим хитом. Мне вообще странно, что эта песня до сих пор не всплыла где-нибудь в Москве. Считаю, что это просто моя удача. «Рассадили! Рассадили! Рассадили! А за что? Не могу ж я все уроки просидеть с закрытым ртом! Только, Марья Николаевна, имейте же в виду, объявляю забастовку и в школу не пойду…» Вот так, постепенно, с опытом приходит профессионализм, это отмечали и профессиональные композиторы. Хотя у меня нет, строго говоря, специального композиторского образования. Но теперь я понимаю, что, может, это и неплохо, потому что наверняка меня бы «ломали», подделывали. А так я остался самим собой и пишу так, как душа моя чувствует, как я понимаю слово. И думаю, у меня это получается.

Сегодня композитор мечтает издать сборник своих лучших произведений для взрослых. Осенью состоится юбилейный концерт Константина Журавлева «Мое творчество — моя жизнь», который будет выложен в соцсети «ВКонтакте» на странице клуба «Гармония».

КСТАТИ
Константин Иванович Журавлев занимается еще и литературным творчеством. Он автор книги для семейного чтения «Золотой якорек», герои которой двое мальчишек из Севастополя, а сюжет развивается на фоне исторических событий начала и середины ХХ века, а также героико-приключенческой дилогии «Непобедимые». С 2016 года Константин Журавлев состоит в Российском союзе писателей, литературный псевдоним — Марк Кижурский.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Татарстане зафиксировали 21 новый случай коронавируса Татарстан окутает туман В Самарской области продадут завод «Росскат» Самарцы смогут купить билеты на спектакли со скидкой до 90% В Самарской области коронавирусом заразились еще 307 человек

Последние новости