Журналистам показали, как работает магазин, в который товары доставляет получатель мер господдержки
Полки магазина в селе Лекарственном буквально ломятся от товаров. Причем здесь можно приобрести не только продукты, в том числе местного производства, но и детские игрушки, бытовую химию, домашнюю утварь и даже строительные материалы.
В ходе пресс-тура в Тогучинский район журналистам и министру промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрею Гончарову рассказали, как товары первой необходимости доставляют жителям отдаленных сел и деревень.
В ногу со временем
Заведующая магазином села Лекарственного Елена Лязгина работает в Тогучинском райпо уже 25 лет.
— Отзывы наших покупателей самые замечательные, очень теплые, — рассказывает завмаг. — Мы всегда исполняем все заявки. Кстати, работаем так мы уже 15 лет, то есть развозим по домам. Доставляем и пиломатериалы, и другие строительные материалы — все, что нужно людям. И вообще, прислушиваемся к потребностям наших покупателей и постоянно расширяем ассортимент, потому что на рынке постоянно все меняется. Вот и мы идем в ногу со временем.
По словам Елены, у них в магазине можно приобрести товары, произведенные в Тогучинском районе: хлеб возят с местного хлебокомбината и предприятий общепита, пиломатериалы — из Тогучина.
— Наши люди ждут местный хлеб и выпечку, пельмени и рыбу, — говорит она. — Очень хорошо идет местная соленая рыба, которую готовят тоже на нашем Тогучинском хлебокомбинате. Что касается ситуации с коронавирусом, то «со временем ко всему привыкаешь».
— Приучились носить и маски, и перчатки — и сами, и все наши покупатели. Конечно, были те, кто против. Но сейчас уже не буянят, а раньше случалось. Нам даже глава администрации помогал — приходил, дежурил тут во время нашей работы. Здесь, наверное, проще было справиться с ситуацией — население Лекарственного небольшое, всех знаем. И люди нас поддерживают.
Как программа работает
Торговые организации и предприниматели получают господдержку из областного бюджета в рамках ведомственной целевой программы развития торговли. По информации минпромторга, с начала этого года выплачено уже более 11 миллионов рублей.
— Сегодня мы сразу убиваем двух зайцев. Смотрим, как организовано обслуживание жителей сельской местности в условиях пандемии, есть ли для этого все условия. И конечно, смотрим, как работает программа развития торговли на территории Новосибирской области на 2020–2025 годы, — пояснил министр промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Андрей Гончаров. — Вывод: программа работает, спросом пользуется.
По словам министра, обеспечение жителей отдаленных сел и деревень товарами является одной из приоритетных задач региональной торговли. Для ее решения реализуется ведомственная целевая программа «Развитие торговли на территории Новосибирской области на 2020–2025 годы». Поддержка предоставляется торговым компаниям, которые доставляют и реализуют продукты в населенных пунктах, расположенных за 11-м километром от районного центра.
В этом году на возмещение транспортных расходов из областного бюджета уже перечислены 83 субсидии на общую сумму 11 миллионов 167 тысяч рублей, в том числе 471 тысяча — предприятиям Тогучинского района (ПО «Универсам» и Тогучинское райпо).
Не было бы поддержки, не привезли бы товары
В отдаленных селах Барабинского, Болотнинского, Доволенского, Здвинского, Искитимского и других районов области работает более 450 магазинов получателей поддержки.
Отметим, что в 2020 году на реализацию программы по развитию торговли предусмотрен 21 миллион рублей. Субсидия составляет 50 процентов фактически понесенных за квартал транспортных затрат, но не более 500 тысяч рублей. Заявитель может получить такую поддержку три раза в год.
Село Лекарственное расположено приблизительно в 90 километрах от райцентра, поэтому ежедневно привозить сюда продукты и прочие товары не получается — затраты на доставку слишком велики.
— Однако благодаря областной поддержке, возмещению транспортных расходов есть предприятие, которое три раза в неделю доставляет в село продукты и товары первой необходимости, — это Тогучинское райпо. Это не единственное отдаленное село, которое обслуживает райпо, всего у компании 17 магазинов в 17 дальних населенных пунктах района, — отметил министр.
Как на это смотрит бизнес
Магазин, куда мы приехали, — один из 23 сельских торговых точек, куда доставляет товар председатель совета Тогучинского райпо Юрий Тур. Он работает в этой организации уже сорок лет. Начинал с должности товароведа.
— Магазин в Лекарственном у нас относится к потребительскому обществу «Универсам», — рассказал Юрий Тур. — Один из магазинов находится в Тогучине, поэтому в программе не участвует. Еще есть лавка на дому в селе Аплаксино — это километров 18 отсюда. В целом два магазина, в Лекарственном и в Аплаксино, за первый квартал получили 47 тысяч рублей на возмещение транспортных расходов. Много это или мало? Конечно, это немного — 50 процентов всех наших затрат. Но даже эта компенсация — существенная помощь в обеспечении сельских жителей и сельских магазинов товарами достаточного ассортимента.
Доставка работает без перерыва, то есть регулярно: в большие магазины товары привозят три раза в неделю, в маленькие — два.
— У нас есть график и разработанные маршруты, — объяснил Юрий Тур. — Что касается хлеба, пять хлебовозов ежедневно выходят на линию.
Автолавка и рентабельность
Андрей Гончаров отметил, что ежегодно благодаря работе торговых предприятий — получателей государственной поддержки жители 450 отдаленных населенных пунктов обеспечиваются продуктами и товарами первой необходимости, 15 из них обслуживаются автолавками. Что нужно понимать человеку, который решил организовать автолавку?
— В первую очередь понимать, куда он идет работать, — объяснил председатель райпо. — Автолавка — это очень интересный вид обслуживания населения. И она будет рентабельна только там, где в ней будет большая потребность. У нас же очень «разбросанные» магазины. В любую сторону езжай — не менее шестидесяти километров. При таких расстояниях автолавка никогда не будет рентабельной. И без помощи госпрограммы компенсации затрат именно автолавок предприниматель не обойдется. Нужно отправляться в маленькие населенные пункты, где проживают 20, 30, 40 человек. Какой процент товарооборота они возьмут? А затраты на транспорт — раз, на доставку — два, зарплата продавцу, водителю… Я помню семидесятые годы, когда у нас было семь автолавок, и даже тогда ни одна из них не была рентабельной. Но, надо сказать, в советское время особенно и не обращали внимания на эти вещи.
ЦИФРА
450 Более 450 сельских населенных пунктов Новосибирской области обеспечиваются товарами благодаря региональной господдержке.
Фотографии статьи