С историей развития кинематографа в сибирской столице можно ознакомиться за несколько часов
В рамках IV фестиваля пеших экскурсий «Удивись Новосибирску!» методист Музея Центрального района Геннадий Свистунов погрузил нас в потрясающий мир старого кино, поведал, как зарождался Киносибирск.
Встретившись у кинотеатра имени Маяковского, мы, участники экскурсии, сразу окунулись в историю кино. А началась она в Сибири в конце XIX века, когда люмьеровское «Прибытие поезда» привез в Новониколаевск владелец цирка-зверинца Эйгус — он приобрел киноаппарат и отправился на гастроли по Сибири. После этого томские и иркутские газеты долго еще писали о синематографе, который открыла массовому зрителю цирковая труппа.
Один из акробатов Эйгуса, Федот Махотин, вскоре ушел из цирка, купил собственный киноаппарат и принялся за съемку городских хроник. В 1913 году, открыв первый в Новониколаевске кинотеатр, Махотин стал показывать людям их самих — в его фильмах зрители выходили из кинотеатра, прогуливались по городу, служили торжественный молебен в честь трехсотлетия дома Романовых... Начинание оказалось успешным — каждый хотел увидеть себя на экране. После революции от тридцати фильмов, снятых Махотиным, осталось только несколько кадров, в основном из реального училища и детской больницы скорой помощи, где Федот Махотин снимал гимнастический детский праздник.
Сложности кинодела и папироски от Петра Первого
Иллюзион называли обманом, диковинных движущихся картинок пугались... В дореволюционном Новониколаевске было девять кинотеатров — зрителей притягивало и развлекало удивительное зрелище.
После революции советская власть перевела кинематограф в сферу идеологии: теперь кино было обязано не столько развлекать, сколько просвещать и воспитывать зрителей в духе идей социализма.
— В 1924 году в городе появился первый советский кинотеатр — Совкино. В нем шли такие фильмы, как «Аэлита» и «Красный газ», — рассказывает Геннадий Свистунов. — Последний мало кто видел, он снимался еще в Новониколаевске. Сюжет посвящен пятилетию освобождения Сибирского края от Колчака. Москва отказала в финансировании, пришлось снимать на собственные средства в экстремальных условиях. Был забавный случай с арендой теплохода, который начали обстреливать с берега: у милиции проходили учения, они увидели, что плывут белогвардейцы с флагами, и начали стрелять.
В 1926 году было создано полугосударственное предприятие «Киносибирь». За три года его существования удалось снять порядка сорока фильмов, их показывали на больших экранах. «Киносибирь» называли «Голливудом за Каменкой». Вскоре организация стала полностью подконтрольной государству и разделилась на Западно-Сибирскую студию кинохроники, которая до 1982 года базировалась в соборе Александра Невского, и Сибтехфильм. В 30-х годах в Москве решили, что снимать фильмы в Сибири нерентабельно, невыгодно ехать так далеко, и в Новосибирске осталось только документальное кино.
Геннадий Свистунов, методист Музея Центрального района и поэт по совместительству, часто проводит авторские экскурсии. /Фото: Елизавета Койнова
Один из очевидцев рассказывал, что в стоквартирном доме жил Николай Симонов, сыгравший Петра I. Он часто выступал в госпиталях. По утрам Николай выходил на балкон, где уже его поджидали мальчишки. Они скандировали на всю улицу: «Петр Первый! Петр Первый!», чтобы он вышел к ним и сыграл ежедневную сценку:
— Что надо? Денег?
Вниз летела горсть мелочи.
— Что нам мелочь, папирос дай! — отвечали мальчишки.
Симонов брал новую пачку «Казбека», закуривал одну папиросу и бросал пачку вниз. После отъезда актера мальчишки донимали родителей: «Когда приедет дядя Петр Первый? Мы у него будем стрелять папироски!»
«Городок ученых в сибирской тайге»
Геннадий Свистунов продолжил свой рассказ:
— В 1960-х в Академгородке снимали эпизоды про физиков-ядерщиков, Смоктуновский, Черкасов приезжали. Но сам Новосибирск не упоминался в титрах, всегда писалось: «городок ученых в глухой сибирской тайге». Разве что в фильме «Розыгрыш» прозвучало: «Я из Новосибирска», а еще в фильме «Елки» есть сцены, снятые в нашем городе.
Но вернемся в начало двадцатого века. Недалеко от нынешней станции метро «Площадь Ленина» находился первый городской кинотеатр, который открыл Федот Махотин в 1908 году. На следующий год появилось еще несколько подобных заведений, и Махотину, чтобы выдержать конкуренцию, пришлось пойти на выдумки: печатать программы, фотокарточки на сеансы и даже участвовать в... «войнах клеветников». Кстати, махотинский зал был самым доступным, зрители могли хоть стоять, хоть сидеть на скамейках за 10–20 копеек, а дети вовсе проходили бесплатно. Нынешний кинотеатр «Пионер», расположенный в пяти минутах ходьбы, построил купец Ерофеев, который оценил перспективность и прибыльность дела и установил цены на билеты от 20 до 80 копеек. Другие предприимчивые дельцы пошли еще дальше — в кинотеатре «Одеон» появились, как сказали бы сейчас, VIP-ложи с билетами по одному-два рубля, для посетителей играл струнный оркестр, на втором этаже располагался ресторан. Кстати, в 30-х годах здесь несколько лет базировался Краевой Западно-Сибирский ТЮЗ.
Пункт назначения
Следующая точка нашего исторического путешествия — кинотеатр «Победа». Здание было построено в 1926 году как Дворец труда, а во время войны сюда переехал эвакуированный завод Коминтерна.
— «Победа» была цехом военного предприятия, а после реконструкции в 1950-х снова вернулась к показу фильмов, открывшись демонстрацией ленты «Падение Берлина», — рассказывает Геннадий Свистунов. — В местном кафе играл оркестр, перед сеансами пели солисты, работал буфет. В кинотеатре можно было провести семьей весь день — развлечений хватало. «Победа» всегда пользовалась у горожан необычайной популярностью.
Конечный пункт нашей экскурсии — Музей документального кино. Здесь бережно хранятся исторические документы и пленки — обширная синематека представлена сотнями документальных лент. Каждую субботу любой желающий может погрузиться в историю новосибирского кинематографа, увидеть потрясающие исторические кадры. Мы узнали о героическом операторе Викторе Гребенюке, снявшем на камеру падение вертолета в Чернобыле. «Не испугался, стоял и снимал, пока другие бежали из зоны радиации. Эти кадры облетели весь мир», — рассказал Геннадий Свистунов.
В перспективе сотрудники Музея документального кино и Центрального музея хотят объединиться, создать общее пространство. По их мнению, это поможет развитию единственного за Уралом музея кино.