Ремонт районного масштаба

Ремонт районного масштаба

Дорожные фонды можно перевести на уровень муниципалитетов

Это предложение депутаты регионального парламента обсудили на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике. Предполагается, что новую модель распределения средств опробуют в Баганском и Карасукском районах и, если она окажется удачной, введут во всем регионе.

Сельские дороги, а точнее, их состояние — постоянная головная боль глав муниципальных образований. И вроде деньги на их ремонт из областного бюджета выделяют постоянно, причем речь идет о немалых суммах, а толку особого нет: трассы, которые соединяют некоторые села, скорее можно назвать «направлениями». Особенно остро проблема встает в межсезонье, когда доставить продукты или отвезти человека в больницу можно разве что на тракторе, да и то не всегда и не везде.

Нет компетенций — страдает результат

Причем проблема не столько в нехватке средств, сколько в отсутствии у глав сельских поселений соответствующих компетенций. Это выражается в низком уровне проводимого муниципалитетами строительного контроля и недобросовестной приемке работ, неудовлетворительном качестве проектной документации и недостаточно эффективной претензионно-исковой работе.

По словам председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике Майиса Мамедова, в прошлом году во время выездного заседания комитета администрации Карасукского и Баганского районов вышли с инициативой передать средства, выделяемые дорожным фондам сельских поселений, на уровень районов. Иными словами, в каждом районе должен быть свой дорожный фонд, деньги из которого будут распределять по поселениям. Депутаты поддержали эту инициативу и предложили рассмотреть ее региональному министерству транспорта и дорожного хозяйства. Таким образом, законопроект «О внесении изменений в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» стал одним из вопросов повестки дня заседания профильного комитета.

Положительный опыт

— Администрации Карасукского и Баганского районов выступили с инициативой наделить их полномочиями в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог сельских поселений. Отсутствие на местном уровне профессионалов приводит к низкому качеству планирования муниципальных закупок, поздним срокам проведения аукционных процедур на выполнение дорожно-строительных работ и, как следствие, позднему освоению предоставляемой органам местного самоуправления государственной поддержки на осуществление дорожной деятельности, — отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский. — Для повышения результативности использования средств местных дорожных фондов необходимо укрупнение дорожных фондов до уровня муниципальных районов и создание на уровне муниципальных районов специализированных служб муниципальных заказчиков с передачей полномочий от органов местного самоуправления сельских поселений в муниципальные районы. Хочу уточнить, что законопроект касается пока двух районов — Карасукского и Баганского. Срок вступления закона в силу — 1 января 2021 года, поскольку администрации сельских поселений на этот год уже заключили муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и разработку проектно-сметной документации за счет лимитов 2020 года по доходам от транспортного налога и акцизов на нефтепродукты.

Ремонт районного масштаба

Напомним, что в Карасукском районе положительный опыт в решении данного вопроса уже есть.

— У нас в районе двенадцать сельских поселений, между ними, естественно, проложены дороги. А есть еще дороги районного значения, так что правильно распределять средства на их ремонт очень трудно, — сказал глава Карасукского района Александр Гофман. — В то же время у нас в районе уже в течение восьми лет районный дорожный фонд и дорожный фонд города Карасука является единым, и это дало свой положительный эффект. Создание на уровне района учреждения типа ТУАД позволит рационально использовать средства дорожного фонда по каждому населенному пункту. Учреждение, действующее сейчас в Карасуке, занимается договорами на выполнение проектно-сметной документации, заключением договоров на ремонт и содержание дорог, и это дало позитивный результат.

Готовы не все

Депутат Валерий Ильенко высказал сомнение в том, что все районы области с радостью воспримут эту инициативу. По его словам, далеко не все главы поселений готовы отдать свои полномочия по ремонту дорог на районный уровень. На что Анатолий Костылевский ответил, что, действительно, мнения по данному вопросу разделились примерно поровну: половина — за, половина — против. Но, как известно, практика — лучший критерий теории. Если модель, предложенная двумя районами, действительно окажется эффективной, тогда можно будет всерьез подумать о внедрении ее на уровне региона.

— Если закон будет принят и вступит в силу с 1 января будущего года, то, полагаю, первые итоги мы подведем к концу следующего года, а окончательные — к концу 2022-го, — уточнил министр.

Член комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике Александр Барсуков поинтересовался, во сколько обойдется содержание аппарата, который будет заниматься дорогами на уровне района, и не «съест» ли его содержание предполагаемую экономию от введения инициативы.

— Мы произвели предварительные подсчеты и пришли к выводу, что для полноценной работы придется нанять еще двух квалифицированных специалистов — один у нас уже есть. На фонд заработной платы и обеспечение рабочих мест потребуется примерно полтора миллиона рублей в год, — сообщил заместитель главы Баганского района Дмитрий Вдовин.

На месте виднее?

По словам заместителя председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике Сергея Титкова, в текущем году местным администрациям на дорожную деятельность переданы 2 миллиарда 780 миллионов рублей. Сумма немаленькая.

— Насколько мне известно, в 2021 году на эти цели в областном бюджете заложено 3 миллиарда 715 миллионов рублей, а в 2022-м — более 4 миллиардов, — подчеркнул парламентарий. — Даже если учесть, что половина достается Новосибирску, суммы все равно очень значительные, поэтому и решение должно быть очень взвешенным. На мой взгляд, остаются вопросы по содержанию дорог, особенно в зимний период — как оптимально расходовать средства на расчистку дорог, на местном уровне виднее.

Итогом заседания транспортного комитета Заксобрания стало решение депутатов поддержать инициативу Баганского и Карасукского районов и вынести этот вопрос на сессию.

КОММЕНТАРИИ
Майис МАМЕДОВ, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Все замечания и предложения депутатов будут зафиксированы протокольно. Думаю, к рассмотрению законопроекта во втором чтении мы получим исчерпывающий ответ на вопрос, во сколько обойдется такая реорганизация и насколько она будет эффективной. Зададим вопрос министерству: если речь идет о крупных поселениях, где живет больше людей, есть специалисты, зачем передавать полномочия на уровень района? Хочу подчеркнуть, что это пилотный проект. Я задал вопрос министру: сколько будем ждать результатов? Сказали: два года. Но, скорее всего, эффект мы увидим уже через год. Если эксперимент будет успешен, тогда он будет распространен на всю Новосибирскую область. Если нет, будем думать, какие существуют еще пути повышения эффективности использования дорожных средств.

Владимир АНИСИМОВ, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
— Я полагаю, что при передаче на уровень районов полномочий в области дорожной деятельности по автомобильным дорогам сельских поселений экономия при выполнении функций заказчика очевидна. Поэтому предлагаю включить предполагаемую величину этой экономии в расчеты экономического обоснования передачи полномочий. Также я считаю, что нам необходимо усилить качество строительного контроля, производимого над выполненными ремонтными работами, так как оно зачастую оставляет желать лучшего. Но у меня есть определенные сомнения в эффективности работ по содержанию дорог, поэтому предлагаю разделить функции по содержанию и строительству, ремонту дорог между сельскими советами и районом. То есть ремонтировать их будет район, а содержать — поселения.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В России выявили «бразильский» штамм COVID-19 Территорию бывшей станции юннатов на улице Мясницкой хотят купить за бесценок В Самарской области выявлен еще 281 случай заражения коронавирусом, умерли 10 человек Оплатил учебу из бюджета: бывшего директора санатория «Поволжье» обвиняют в причинении ущерба на 7 млн рублей Цифра дня: 11% невакцинированных россиян отказывали в трудоустройстве из-за отсутствия прививки от COVID-19

Последние новости