Теперь правительство сможет поменять регоператора по обращению с отходами
Это важнейшее решение депутаты приняли на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. По мнению парламентариев, это первый шаг к дальнейшему совершенствованию системы обращения с отходами, которая сейчас складывается в регионе.
На своем очередном заседании строительный комитет рассмотрел проект регионального закона «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в области обращения с отходами производства и потребления». Важнейшее нововведение, предлагаемое в этом законопроекте, — предоставление правительству региона права лишить юридическое лицо статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Бизнес, которого нет
Стоит отметить, что проблема, о которой идет речь, появилась отнюдь не вчера. Ни для кого не секрет, что мусорная реформа в Новосибирской области идет ни шатко ни валко. Еще до вступления в силу федерального закона многие эксперты высказывали мнение, что он слишком сырой и вряд ли будет нормально работать, по крайней мере сразу — регионы к этому не готовы.
— Все мы знаем, как принималась у нас знаменитая мусорная концессия, — сказал член комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и тарифам Алексей Александров. — С тех пор прошло немало времени, в регионе сменилась власть, и вот теперь губернатору с командой приходится, как говорится, разгребать последствия принятых тогда решений. И если в областном центре дела обстоят более-менее нормально, то про районы такого сказать нельзя. Область у нас огромная, логистика сложная, полигонов для захоронения отходов мало, где-то и вовсе нет. А между тем обращение с отходами — это довольно выгодный бизнес, который успешно развивается во многих странах. Но у нас почему-то нет.
По мнению депутата, мусорную реформу вообще начали не с того конца. По-хорошему, сперва следовало построить мусороперерабатывающие заводы. Причем в Новосибирской области, учитывая ее размеры, их должно быть несколько. Но желающих инвестировать деньги в бизнес по переработке отходов не нашлось. Нет их и сейчас. Более того, в некоторых районах и мусорные полигоны некому строить, а проблему надо как-то решать.
Претензий накопилось немало
— В свое время мы, депутаты, высказывали свои соображения по поводу того, как следует строить систему обращения с отходами, но, к сожалению, нас не услышали, — подчеркнул Алексей Александров. — Но, как бы там ни было, проблема есть, и решать ее надо. Ведь кто такой региональный оператор? По сути дела, это монополист, который диктует свои условия. Но, с другой стороны, его тоже можно понять: расстояния огромные, свалки и полигоны не оборудованы, проблем масса. Наша задача — соблюсти баланс интересов, выстроить такую систему, которая устраивала бы всех. И решение о разграничении полномочий в области обращения с отходами, которое мы приняли, — только первый, но очень важный шаг в выстраивании этой системы. Думаю, что шагов таких предстоит сделать еще немало. Сегодня, например, жители сельской местности платят за вывоз мусора больше горожан, хотя доходы у них меньше. На мой взгляд, это несправедливо. А то, что после утверждения принятого нами решения на сессии правительство Новосибирской области сможет при необходимости сменить регионального оператора, — это совершенно правильно и своевременно. Претензий к регоператору накопилось немало.
И это действительно так. Стоит вспомнить хотя бы конфликт, который разгорелся в конце прошлого года. Тогда во многих местах мусор стали вывозить нерегулярно, пошли жалобы. Субподрядчики объясняли это тем, что региональный оператор по обращению с отходами — компания «Экология-Новосибирск» задолжала им огромные суммы.
Напомним, что еще в июле прошлого года представители компаний-перевозчиков обратились к властям Новосибирской области с просьбой помочь в разрешении конфликта с региональным оператором, ведь в начале лета его долг составлял около 500 миллионов рублей. Перевозчики утверждали, что с апреля 2019-го регоператор оплачивает им лишь 60 процентов сделанного, а то и вовсе не подписывает акты выполненных работ. В свою очередь, региональный оператор объяснял это несогласованностью объемов ТКО, заложенных в тариф, и реальным положением дел. Иными словами, мусора оказалось значительно больше, чем предполагалось.
Расходы придется урезать
— Сейчас перевозчики пытаются отстоять свою позицию в судах, но чем дело закончится, пока непонятно, — рассказал председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и тарифам Дмитрий Козловский. — Более того, региональный оператор плохо рассчитывается и в 2020 году. Некоторые операторы молчат, а некоторые уже начали открыто говорить, что их это не устраивает. Думаю, что пункт, который мы сейчас вносим в законодательство, немножко «взбодрит» нашего регионального оператора, заставит его задуматься. Тем не менее хочу напомнить, что на данный момент никакого коллапса в Новосибирской области с вывозом мусора нет.
По словам Дмитрия Козловского, федеральное законодательство позволяет вносить подобные изменения, чтобы правительство субъекта РФ могло расторгать договор с региональным оператором в одностороннем порядке. Но есть и обратная сторона медали.
— Когда в других регионах России власти лишают регионального оператора его статуса, вторая сторона подает в суд, и начинается «безвластие» на два-три месяца. Непонятно, кто мусор собирает. Непонятно, кто вывозит. Поэтому в любом случае решения надо принимать взвешенно, — предостерег парламентарий.
В итоге строительный комитет вынес следующее решение: рекомендовать Законодательному собранию Новосибирской области принять законопроект в двух чтениях.
На заседании комитета депутаты рассмотрели еще один важный вопрос — о согласовании проекта изменений в государственную программу Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области». Дело в том, что федеральное финансирование несколько сократилось — соответственно, и расходы тоже придется урезать.
— Программа, рассчитанная на несколько лет, уточнена, — поясняет Дмитрий Козловский. — К сожалению, она уменьшается, поскольку сокращено на 375 миллионов рублей федеральное финансирование. Значит, в области будет построено меньше полигонов для складирования мусора. Тем не менее нам есть к чему стремиться и над чем работать.