Тонкости использования финансовых инструментов нужно постигать со студенческой скамьи
Сбербанк провел в Новосибирске две лекции «Как стать финансово грамотным человеком».
— Мы хотим, чтобы все сибиряки — неважно, клиентами какого банка они являются, — знали больше обо всех особенностях банковских продуктов и финансовых инструментов. Финансовый рынок усложняется. На нем появляются все новые и новые предложения. Поэтому каждый человек должен уметь сделать осознанный выбор того или иного финансового инструмента, чтобы потом не испытывать разочарования, — рассказала председатель Сибирского банка ПАО Сбербанк Татьяна Галкина.
Борьба с неграмотностью
Кто такой финансово грамотный человек? Как объяснила Татьяна Галкина, это тот, кто знает все о финансовых инструментах и финансовых продуктах, но использует только те, которые необходимы ему для достижения целей, не превышая разумные риски.
По статистике, только 20 процентов населения Российской Федерации считают свой уровень финансовой грамотности отличным, 33 процента оценивают собственные компетенции на троечку, а 47 процентов россиян честно признаются, что знаний в этой области им не хватает.
Повышение финансовой грамотности населения — один из приоритетов Сбербанка. В первую очередь знания о том, как грамотно вести себя на финансовом рынке, стараются дать пенсионерам и людям с ограниченными возможностями здоровья — они самые уязвимые. Им особенно важно объяснить, как правильно делать вклады и накопления и как не попасть при этом на удочку мошенников. Ведь жулики используют все новые уловки, в том числе и методы социальной инженерии.
Не заблудиться в «цифре»
С 25 января в регионах России стартовал проект, направленный на повышение финансовой грамотности школьников и студентов. Его участниками стали более 200 вузов во всех городах страны. В Новосибирске к проекту подключились два университета — НГУЭУ и НГТУ.
Фото Алексея ТАНЮШИНА
— Молодежь, конечно, более продвинута, нежели представители старшего поколения. Они активно интересуются банковскими продуктами — используют карты, копят бонусы, — говорит Татьяна Галкина. — Студенты предпочитают общение с банком в цифровом формате. Сейчас цифровая функциональность очень велика — можно совершить практически любую операцию. И здесь просто необходимо иметь знания о рисках, которые несут в себе разные финансовые продукты.
Зал НГТУ, где проходила лекция о финансовой грамотности, рассчитан на 120 человек, но не смог вместить всех желающих — слушатели стояли в проходах, сидели на ступеньках.
— Я учусь на факультете бизнеса и собираюсь стать частным предпринимателем, — рассказала корреспонденту «Советской Сибири» студентка Наталья Чернобровова. — Это значит, что мне придется брать кредиты, инвестировать средства. Хочу узнать, как делать это безопасно и грамотно.
Вооружайся знаниями!
На лекции Татьяна Галкина рассказала ребятам, в чем отличие вкладов и инвестиционных продуктов; почему, приобретая инвестиционные продукты, нужно оценивать риски; как анализировать расходы и планировать бюджет. Кто-то живет одним днем, тратит все, что имеет, затем берет кредиты. Рынок раскручивает наше желание потреблять: меняется мода, появляются все новые модели смартфонов и ноутбуков, новинки в сфере услуг. Нужно отдавать себе отчет, какие товары действительно необходимы, а без каких можно обойтись.
Студент Ярослав Федоров учится на инженерном факультете. Лекция по актуальным финансовым инструментам не входит в перечень обязательных для него, но молодой человек все равно пришел послушать.
— Уже очень скоро я стану не только дипломированным специалистом, но и мужем и отцом. Мне придется обеспечивать своих близких, нести ответственность за благополучие моей семьи. Таким образом, умение планировать расходы, расставлять финансовые приоритеты, сберегать денежные средства — очень важно для меня, — считает Ярослав.
Первый проректор НГТУ Геннадий Расторгуев уверен, что знания, полученные на лекции о финансовой грамотности, пригодятся студентам как в обыденной жизни, так и в профессиональной деятельности. В качестве примера он привел себя: ему, классическому технарю, часто приходится решать финансовые задачи, занимаясь стратегическим планированием деятельности вуза на посту проректора.
— Иногда мне не хватает знаний, я вынужден получать дополнительные компетенции, — признался Геннадий Иванович.