Отталкивающие картинки на пачках почти не подействовали на тех, кто уже попал в никотиновую ловушку
Самыми эффективными мерами антитабачной кампании российские курильщики считают повышение цен на сигареты и запрет на курение в общественных местах.
При этом их не заставили задуматься об отказе от вредной привычки ни ограничение на показ сцен с сигаретами в кино, ни продажа пачек в закрытых витринах, ни устрашающие картинки на упаковках. К таким выводам опроса пришли эксперты независимого аналитического агентства Magram Market Research.
Исследование агентства Magram Market Research проводилось в августе в городах России. В опросе приняли участие 1,8 тысячи мужчин и женщин от 18 до 64 лет с разным стажем курения.
Весомыми аргументами в пользу сокращения количества выкуриваемых сигарет или отказа от них стали запрет на курение в общественных местах (40 процентов опрошенных) и повышение акцизов, которое привело к увеличению цен на табачную продукцию (33 процента).
— Привлечь на свою сторону курящую часть населения государству удастся при реализации комплекса мер, направленных на борьбу с курением. Нужно создавать условия для ведения здорового образа жизни, которые будут способствовать сокращению числа начинающих курильщиков и желанию курильщиков со стажем отказаться от вредной привычки, — сказала руководитель группы департамента количественных исследований независимого агентства Magram Market Research Мария Белькович.
В Минздраве «Известиям» рассказали, что главной победой в борьбе с сигаретами стало принятие в 2013 году закона «О защите населения от последствий потребления табака и окружающего табачного дыма». Документ ввел запрет на курение в общественных местах, рекламы и стимулирования продажи табака и ценовые меры, направленные на сокращение спроса.
По данным Минздрава, распространенность потребления табака среди взрослого населения снизилась с 39,4 процента в 2009 году до 30,9 процента в 2016-м.
Экс-директор отраслевой ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин сообщил, что сам относится к числу тех курильщиков, на кого не повлияло большинство мер антитабачной кампании.
— Оформление пачки совершенно не влияет на устойчиво курящих граждан, — сказал эксперт.
Он отметил, что из-за запрета на размещение сигарет на витринах сузился ассортимент табачной продукции — ушли бренды, которые пользовались наименьшим спросом. Но курильщики перешли на другие марки сигарет.
Вадим Желнин подчеркнул: подорожание табака заставило многих задуматься об экономии. Расходы на сигареты сейчас составляют 10 процентов от общих трат семьи. Одновременно с этим многие стали искать места, где табак продают дешевле. Это привело к увеличению доли контрафакта на рынке. Как сообщали «Известия», в 2017 году объем теневого рынка табачных изделий увеличился в пять раз и составляет почти пять процентов.
Наиболее эффективной мерой антитабачной кампании Вадим Желнин считает ограничение мест для курения.
Директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков рассказал, что такие меры, как оформление упаковки сигарет, запрет на их рекламу и появление на витринах, — это в первую очередь профилактика, направленная на подростков.
— Ребенок воспринимает окружающий мир визуально. Когда табачные компании стали выпускать пачки с рисунками и стразами, они прекрасно понимали, что влияют на детское подсознание, — добавил нарколог.
Ранее «Известия» сообщали, что, по подсчетам Роспотребнадзора, за 2016 год распространенность табака среди россиян упала на 39 процентов.