Бюджет региона приближается к 200 миллиардам рублей в год
Как действует программа депутатских наказов, насколько критичен дефицит бюджета и будут ли полностью обеспечены его социальные статьи? Бюджет Новосибирской области на 2021 год стал главной темой пресс-конференции депутатов Заксобрания в ТАСС (Новосибирск).
Напомним, что между первым и вторым чтениями в главный финансовый документ региона было внесено почти 300 поправок, главные из них касались проведения отопительного сезона, сбалансированности местных бюджетов и завершения строительства социальных объектов. Кроме того, на 170 миллионов рублей увеличены расходы бюджета на программы «Школьное окно» и «Школьная кровля». Более чем на 100 миллионов выросло финансирование программы «Чистая вода». В итоге на эту статью в бюджете заложено более 800 миллионов рублей.
— Важная поправка инициирована прокуратурой — о росте финансирования строительства жилья для детей-сирот, 100 миллионов рублей дополнительно направлено на эти цели. Следующие поправки связаны с увеличением доходной части за счет субсидии из федерального бюджета. К 30 миллиардам рублей, которые были приняты в первом чтении законопроекта, ко второму чтению добавилось 16,5 миллиарда. Итого 46,5 миллиарда федеральных средств, — сообщил председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев. — Хочу подчеркнуть, мы обеспечены по всем социальным статьям бюджета на сто процентов. Это касается и образования, и медицины, с учетом всех отчислений, связанных с пандемией COVID-19. Все социальные статьи закрыты, и дополнительно мы получили прирост по статьям развития.
«Чистая вода» — на переднем плане
По мнению Федора Николаева, закон о наказах входит в тройку законов-лидеров, которые реально работают. В октябре 2020 года каждый депутат сдал реестр пожеланий избирателей по своему округу. В первом квартале 2021 года будет создана программа реализации наказов. По предварительному заключению, на первый план выйдут предложения в программу «Чистая вода». Также значителен объем наказов, связанных с ремонтом дорог и строительством жилья для специалистов.
— Наказов становится гораздо больше, в два, в три раза, то есть жители Новосибирской области увидели, что, действительно, эта программа действует, — отметил Федор Николаев.
По словам заместителя председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Валентина Сичкарева, депутаты на округах знают, как идет реальное исполнение наказов.
— Когда проезжаем по территориям, видим, что многие работы на самом деле выполняются. И по воде, и по ремонтам, и по дорогам. Но проблем на территориях не становится меньше. Жизнь идет вперед, и что-то требует ремонта, что-то обветшало еще сильнее. Что-то мы строим, но что-то выходит из строя. Поэтому увеличивается количество выполняемых наказов, и суммы на их выполнение будут дальше расти, — сказал депутат.
Программу наказов в Новосибирской области Валентин Сичкарев считает уникальной. По его словам, заметна принципиальная позиция правительства региона: министерства отрабатывают реализацию наказов с депутатами — с каждым по его округу. Поэтому процент выполнения наказов в регионе постоянно растет.
Региону необходим бюджет развития
Пандемия коронавирусной инфекции внесла коррективы в инвестиционную политику региона. Тем не менее депутаты при формировании основного финансового документа региона были уверены: бюджет развития необходим.
— Мы действительно поднимаем вопросы о необходимости увеличения бюджета развития. Сегодня, наверное, сложно говорить о значительном увеличении программ развития. Но они действуют в существующих объемах финансирования. У нас работают программы поддержки малого и среднего предпринимательства, промышленности, развития сельского хозяйства и инвестиционной деятельности, — отметила заместитель председателя комитета Ирина Диденко.
Она подчеркнула, что финансирование этих программ не сокращено, в их рамках реализуются инвестиционные проекты.
— Хотелось бы более детального отраслевого развития, на что мы сейчас и нацеливаемся. Но в целом программы не сокращаются, и, я уверена, развитие будет, — сказала Ирина Диденко.
Депутаты намерены внести изменения в Стратегию социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года. Зачем нужна корректировка этого документа?
— У нас есть ряд новых проблемных моментов, которые необходимо решить. У Законодательного собрания есть предложения по корректировке статей развития, более глубокой работе над доходной частью бюджета, по повышению доходов граждан, созданию новых рабочих мест и так далее, — пояснила Ирина Диденко.
Заместитель председателя комитета напомнила, что существует договоренность с региональным министерством экономического развития по корректировке Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года.
— Мы надеемся, что наша совместная работа будет эффективной — в ближайшее время мы получим откорректированный документ, — сказала Ирина Диденко.
9 миллиардов дефицита: насколько критично?
По мнению Валентина Сичкарева, дефицит бюджета — совершенно рабочий. На сегодняшний день Новосибирская область, кроме законодательных ограничений дефицита бюджета, находится в еще более строгих рамках, установленных соглашениями с Министерством финансов РФ. Депутат пояснил: для того чтобы региону предоставляли более дешевые, чем у коммерческих банков, бюджетные кредиты, необходимо соблюдать определенные правила. Дефицит по отношению к доходам бюджета находится на минимальном уровне, разрешенном Минфином РФ.
— Это рабочий дефицит, по этому показателю мы находимся в середине, точнее, в первой половине списка субъектов Российской Федерации. А это значит, что нам доступны более дешевые бюджетные кредиты. Проектируя бюджет 2021 года, региональный минфин заложил именно такой дефицит бюджета. Но вместе с тем у нашего министерства финансов очень скромные позиции по собственным доходам. Сейчас основные источники доходной части бюджета — НДФЛ и налог на прибыль организаций — спроектированы минфином Новосибирской области очень корректно. И этой позиции министерство придерживается последние годы. Это приводит к тому, что в течение года мы увидим рост собственных доходов, что позволит сократить дефицит бюджета. Так было все предыдущие пять лет, — прокомментировал Валентин Сичкарев.
Федор Николаев напомнил об установке губернатора и регионального министра финансов при составлении доходной части бюджета ориентироваться на консервативную политику. Это позволяет в конечном счете пополнять бюджет за счет собранных налогов, а не урезать его в конце года.
— У нас сегодня часть бюджета приближается к отметке 200 миллиардов рублей в год. И 9 миллиардов рублей — это меньше 5 процентов от этой суммы. Это абсолютно нормальная, рабочая цифра, — подвел итог Федор Николаев.