В Новосибирской области ежедневно чистят снег на 704 школьных маршрутах
Водитель ярко-желтого пазика ждет, когда ребятишки наконец рассядутся по местам: учеников везут домой после первой смены в школе № 2 Коченевского района.
С понедельника по субботу здесь ходят два автобуса, которые доставляют детей из трех поселков — Мирного, Дружного и Бармашево. 10 февраля представители регионального минтранса, ТУАД и администрации Коченевского района проконтролировали, как содержится школьный маршрут протяженностью 35 километров.
По кругу 104 километра
Всего в школу № 2 возят 59 учеников. А если смотреть на весь регион, ежедневно в Новосибирской области по 704 школьным маршрутам доставляют на уроки 13 тысяч ребят. Причем практически в любую погоду, если температура позволяет.
По словам директора Коченевской СОШ № 2 Ирины Соловьевой, сейчас в школе учатся 755 детей — с первого по одиннадцатый класс, в том числе 59 из соседних поселков.
— У нас в Коченево три крупные средние школы — № 1, 2 и 13. Детей доставляют во все эти школы, — рассказала директор. — В 08:30 у нас начинаются занятия, и ребят из соседних сел подвозят к этому времени. По окончании первой смены, а школа у нас работает в две смены, мы учеников развозим по домам. Стараемся объединить всех детей, которые пользуются школьным автобусом, в конкретные классы. Так всем удобнее, в том числе для составления расписания.
Три рейса автобус делает утром и три в обед. У школы № 2 сейчас есть две новые машины — 2018 года выпуска.
— Посадочных мест в автобусе 20, и два места предусмотрено для сопровождающих — это, как правило, педагог, который работает с этими детьми, он же развозит их по домам. Соответственно, мы можем разместить 20 детей, — пояснила директор школы.
Вынужденные перерывы в развозке очень редки.
— Когда сильная гололедица, мы, конечно, можем рейсы отменить. Или в сильный мороз. Весной во время половодья, когда размывает дорогу в поселок Бармашево, хоть и объездными путями, но детей все равно доставляют в школу, — подчеркнула Ирина Соловьева. — А дороги у нас очень хорошие — они регулярно и вовремя чистятся от снега. В этом году у нас всего лишь три дня не было подвоза, когда температура на улице опускалась ниже сорока градусов. В такие дни мы стараемся дать задания ученикам дистанционно, почти у всех детей дома есть компьютеры. А если их нет, все равно находим способ передать домашнее задание. Есть, конечно, родители, два-три человека, которые сами привозят детей даже в сильные морозы — не хотят, чтобы ребенок занимался онлайн. Но это, скорее, исключение.
До Дружного от школы километра три, поездка занимает от 15 до 30 минут — если, конечно, позволят суровые сибирские погодные условия.
— Думаю, в городе бывает так, что дети добираются до школы дольше, чем мы в селе. А если сложить маршруты до всех трех поселков и возвращение в гараж, то получится 104 километра. У меня 33 года педагогического стажа, я все это время работала в школе, и уже с 2002 года был подвоз из соседних сел — оттуда, где школы закрывались. А в мои школьные годы, в 9–10-м классе, не поверите, нас в школу и из школы возили на тракторе и в телеге. Под открытым небом. Это был такой драйв, так было здорово! — смеется Ирина Соловьева.
Особый раскрас
Представители регионального минтранса отметили, что зимнее содержание коченевской автодороги соответствует требованиям. Проверки школьных маршрутов по области продолжаются.
— Школьные маршруты у нас есть как на территориальных автомобильных дорогах, так и на межмуниципальных, — рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Ставицкий. — Техникой согласно нормативам дорожные организации укомплектованы на сто процентов. На зимнее содержание автомобильных дорог предусмотрено финансирование из дорожного фонда Новосибирской области в размере 1,4 миллиарда рублей. Содержание, как мы сейчас видим с вами на месте, вполне удовлетворительное, соответствует зимним нормативам.
По словам Сергея Ставицкого, школьные маршруты находятся под пристальным вниманием как министерства транспорта, так и министерства образования.
— Каждое утро мы получаем информацию о подвозе детей, о состоянии школьных маршрутов, делаем соответствующие выводы и при необходимости принимаем меры, — сообщил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона. — Обеспечение бесперебойного и безопасного подвоза детей к учебным заведениям является первоочередной задачей областных властей. Для этого ведется очистка дорог от снега, устраняется накат. Ежедневно из отдаленных сел до крупных населенных пунктов на учебу добираются более 13 тысяч детей. Подвоз осуществляется из 831 сельского населенного пункта в 420 базовых школ. На 704 школьных маршрутах задействовано 540 школьных автобусов. Все автобусы соответствуют ГОСТу, оснащены ГЛОНАСС, маячками. И такие автобусы — не старше 10 лет. Кроме того, они оборудованы ремнями безопасности. В основном это ПАЗы или автобусы малой вместимости — «газели» и «форды». С небольшим количеством учеников в отдаленных районах ПАЗы, конечно, нецелесообразно пускать.
Все эти «средства доставки» имеют одну и ту же раскраску — заметного ярко-желтого цвета.
Жесткие требования для мягкой поездки
По словам замминистра, каждая автомобильная дорога должна соответствовать определенным нормативам.
— Если это дорога с асфальтобетонным покрытием, то зимой на ней не должно быть снежного наката. Если дорога грунтовая или щебеночная, на ней допускается снежный накат, но он не должен иметь колейности, «гребенки» — дорога должна быть ровной, — объяснил Сергей Ставицкий.
Сейчас парк автобусов полностью сформирован, машины закупаются только для его обновления.
Работы ведутся силами пяти подрядных организаций. По словам заместителя министра, в текущем году срывов доставки детей в школы из-за состояния дорог не зафиксировано. А вообще школьные маршруты назначает министерство образования Новосибирской области — минтранс обеспечивает только надлежащее состояние дорог.
— Безусловно, состояние автомобильных дорог не везде идеальное. У нас около 2 тысяч грунтовок в области, по некоторым из них проходят школьные маршруты. Вот с ними определенные трудности возникают в осеннюю и весеннюю распутицу, — отметил Сергей Ставицкий.
По словам заместителя начальника отдела ремонта и содержания автомобильных дорог ТУАД Ивана Дорофеева, независимо от количества снега работы выполняются ежедневно.
— В соответствии с нормативами на дороге не должно быть рыхлого снега более двух сантиметров. Приоритет при очистке отдается школьным маршрутам, маршрутам пассажирского транспорта и дорогам регионального значения с интенсивным движением, — рассказал он. — Резкие перепады температур с плюсовых на аномально холодные очень затрудняют работу подрядных организаций — именно борьбу со снежным накатом на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием. Но у подрядных организаций большой опыт работы и свой подход к разным погодным условиям. Используются химические материалы, которые позволяют в минусовые температуры ликвидировать наледь с дорог, например «Бионор».