Две комедии о любви вышли в новосибирских театрах
Пока одни театры изо всех сил пытаются воспитать себе новую публику, которая будет послушно интересоваться современным искусством, другие просто ставят хорошие спектакли.
Недавно вышли сразу две премьеры, сделанные в традиционном ключе: одна — в Новосибирском музыкальном театре, другая — в НГДТ под руководством Сергея Афанасьева. Обе — о любви и одиночестве.
Три к одному
Винтажная комедия по пьесе советского драматурга Александра Галина «Ретро» обосновалась на сцене театра Сергея Афанасьева. В 1983 и 1984 годах она была одной из самых популярных у советских режиссеров. А в МХТ имени А. П. Чехова уже в двухтысячных шла много лет в постановке недавно почившего Андрея Мягкова.
Благодаря режиссуре Сергея Афанасьева и Анастасии Неупокоевой трагикомическое «Ретро» превратилось в ироничный спектакль «Три невесты старика Чмутина» — с легким налетом тоски по юности. И если вишневый сад уже не вернуть, то можно хотя бы вернуться в те места, где у тебя еще не было радикулита и вот этого всего, с чем обычно связана жизнь в городе для большинства стариков. То есть в деревню.
Пенсионер Чмутин (заслуженный артист России Николай Соловьев), как сейчас модно говорить, находится в глубокой депрессии: жена умерла, жизнь клонится к закату, мучают одиночество и невозможность найти общий язык с единственной дочерью. Дело в том, что та уехала в столицу, вышла замуж за героя нашего времени Леонида (Савва Темнов) — торговца антиквариатом. Оба с головой ушли в работу, детей нет. Старика забрали к себе. Но в их квартире даже блюдце лишний раз не разобьешь — все же бешеных денег стоит. Похоже, наличие чужого деда в доме очень раздражает Леонида, поэтому рождается план: пристроить «глупенького и вздорного» старичка, на ком-нибудь женив. Желательно на ком-то с собственной жилплощадью. И вот устраиваются смотрины — почти как в «Женитьбе» Гоголя. На свидание приходят найденные предприимчивым зятем бывшая медсестра из психбольницы Нина Ивановна (Марина Александрова), бывшая актриса Роза Александровна (Зоя Терехова) и вахтерша Диана Владимировна (Ирина Ефимова).
Надо сказать, что каждая из дам совершенно точно станет отдельным аттракционом для нервов Чмутина и зрителей. Сначала они будут казаться наивными людьми старой формации, но это иллюзия — к финалу станет совершенно очевидно, что этих точно нельзя заставить «доживать». Что они куда больше, чем молодежь, знают о свободе и понимают, чего хотят от жизни, и к вещизму все это не имеет никакого отношения. А потрясающее исполнение «Я — дочь камергера» от Зои Тереховой будет долго преследовать вас после выхода из театра.
Попытка номер пять
Жизнь — штука и забавная, и трагическая: главное, как говорится, найти правильную точку обзора. Вот и оперетта австро-венгерского композитора Франца Легара «Веселая вдова» по мотивам комедии французских драматургов Анри Мельяка и Людовика Галеви «Атташе посольства» примерно об этом же. Когда-то Ганна Главари была дочерью мельника и плохой партией для кавалерийского офицера. А сейчас она вдова миллионера, за ней по пятам ходит толпа мужчин. В том числе иностранцев. И вот ради того, чтобы ее миллионы не утекли за границу, бывшему офицеру, а ныне графу Данило Даниловичу нужно переступить через свою гордость и жениться-таки на ней, иначе местное герцогство окажется на грани банкротства.
Понятно, Данило такая перспектива не нравится, а Ганна веселится вовсю — распространяются слухи, что если она выйдет замуж, то по условиям завещания потеряет все свои миллионы. Интересно, много ли остается женихов при таком раскладе?
Что касается постановки в Новосибирске, либретто написал московский драматург Сергей Плотов — специально для нашего музыкального театра.
Надо сказать, что «Веселая вдова» ставится на его сцене уже в пятый раз и при этом пользуется неизменным успехом у публики. «Попытка номер пять» выглядит роскошно, как пятиярусный свадебный торт, а представители «высшего света» благодаря художнику-постановщику Елене Вершининой чем-то напоминают марципаново-зефирных человечков на нем. Понятно, что к жизни эти костюмы не имеют никакого отношения, ведь это такая сказка для взрослых. И вполне очевидно, что именно поэтому закончится все тоже хорошо. И конечно же, Ганна припасет для высшего общества фигу в кармане. А граф Данило наконец покажет себя с лучшей стороны. Увы, в жизни такие истории уже почти не случаются.
По словам режиссера спектакля — заслуженного деятеля искусств России Владимира Подгородинского, ему было очень важно показать, что даже на фоне современной общей циничности существует настоящая любовь — как у Ганны и Данило. Хотя в обозримом будущем красавчики на содержании у состоятельных дам никуда, увы, не денутся.