Губернатор Новосибирской области Андрей Травников рассказал корреспонденту VN.ru о своем участии в расширенном заседании президиума Государственного совета РФ, прошедшем 12 февраля под председательством Президента Владимира Путина в Иннополисе (Республика Татарстан).
Участники заседания рассмотрели острейшие проблемы строительной отрасли, подготовили целый ряд предложений по ее развитию, обсудили решение задач по улучшению жилищных условий населения и формированию благоприятной городской среды.
— Андрей Александрович, расскажите подробнее о вашей работе в составе расширенного президиума Госсовета.
— Это второе заседание, в котором я принимал участие. Если первое заседание, в ноябре прошлого года в Ялте, можно назвать «пробой формата», то заседание, которое прошло в эти дни в Казани, показало себя как эффективный рабочий инструмент.
Нельзя сказать, что раньше у губернаторов не было возможности обсуждать острые проблемы с членами Правительства Российской Федерации. Были совещания, заседания комиссий по территориальному развитию, которые ранее вел Дмитрий Козак, а сейчас ведет Виталий Мутко. На площадке инвестиционного форума в Сочи ежегодно проходят встречи губернаторов с премьер-министром Дмитрием Медведевым.
Но впервые на одной площадке для обсуждения общих проблем собирается такой широкий круг руководителей самого высокого уровня. Важно, что членами рабочей группы Госсовета по направлению, которую возглавляет президент Татарстана Рустам Минниханов, профильным министерством была проделана большая предварительная работа. Также подготовлен ряд предложений, которые необходимо вынести на рассмотрение Президента РФ для принятия решения. Очень многие корректировки и дополнительные предложения сделаны в ходе заседания.
В течение двух с половиной дней 40 губернаторов, федеральные министры, вице-премьеры Правительства РФ, руководители ведущих российских банков, крупнейшие застройщики, представители профессиональных ассоциаций строителей нашей страны обсуждали пути решения задач, которые поставлены национальными проектами. В первую очередь нацпроектом «Жилье и городская среда», реализация которого позволит обеспечить жильем не менее пяти миллионов российских семей и довести объемы строительства к 2024 году до 120 миллионов квадратных метров.
По словам Президента РФ, сложность этой задачи в том, что она совпадает с революционной реформой в строительной отрасли. Основные изменения законодательства вступают в силу с 2019 года (поправки к закону 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве». — Прим. ред.). Уже сформировалось устойчивое словосочетание «проблема 1 июля 2019 года».
Интересно было наблюдать, как отдельные круглые столы, подгруппы нарабатывали новые формулировки, предложения, которые тут же отправлялись в Москву, в профильные министерства, в аппарат Правительства РФ для оценки и согласования с другими ведомствами и, возвращаясь в виде откорректированных и согласованных формулировок, попадали в новую редакцию перечня поручений. Шла живая работа в реальном времени.
— Какие предложения, на ваш взгляд, наиболее важны для наших строителей?
— Назову самые важные внесенные предложения, которых, безусловно, ждали многие строители, в том числе и строители Новосибирской области, а также граждане, попавшие в категорию обманутых дольщиков.
Во-первых, это предложение о финансировании решения проблем обманутых дольщиков с помощью федерального и регионального бюджетов. Этот механизм может работать через докапитализацию Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства и Банка ДОМ.РФ.
Такой опыт в стране уже имеется. В столичных регионах решали проблемы и достраивали объекты печально известных компаний СУ-155 и Urban Group. Теперь может быть разработан универсальный механизм для решения проблем по подобным объектам на территории всей страны.
Во-вторых, не только застройщиков, но и представителей власти разного уровня беспокоит ситуация: а не появятся ли после 1 июля 2019 года новые проблемные объекты? Некоторые застройщики не смогут перейти на новую систему взаимоотношений в отрасли.
Поэтому застройщикам отдельных объектов предложено продолжать строительство на старых условиях. Это возможно по ряду критериев — например, степень готовности объекта и количество договоров долевого участия — по решению руководства субъекта РФ, под ответственность высшего должностного лица. То есть без открытия «эскроу-счетов», без перехода на проектное финансирование.
Серьезные решения принимаются Правительством РФ и Центробанком, для того чтобы как можно скорее запустить механизм проектного финансирования. Сделать так, чтобы банки и застройщики договорились и подошли к многочисленным одобрениям сделок. Сегодня лишь 220 заявок от застройщиков на проектное финансирование рассматриваются банками на территории всей страны, что, конечно же, очень мало.
Эти предложения еще ожидают окончательного утверждения Президентом РФ.
— Какие предложения рабочей группы можно считать принятыми окончательно?
— Прежде всего, снижены требования к созданию резервов банками при выдаче кредитов по проектному финансированию — жилищному строительству. Также Центробанк России совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает общие методические рекомендации для банков страны. В них будут указаны типовые критерии, требования к застройщикам, типовые процедуры принятия решения для открытия проектного финансирования. Это тоже важно, потому что сегодня мы часто слышим: разные банки предъявляют всевозможные требования к различным проектам и застройщикам, и процесс согласования условий затягивается.
— Над чем еще предстоит работать? Как будут решаться вопросы ипотечного кредитования?
— Конечно же, не все предложения, которые были наработаны в течение этих двух дней, получили немедленное одобрение со стороны руководства страны. Но тем не менее они не остались без внимания. У руководителей регионов была возможность высказаться, привести дополнительные аргументы и обсудить их с Президентом РФ Владимиром Путиным.
В частности, одна из тем, которая очень подробно и горячо обсуждалась при выступлении каждого руководителя подгрупп, — доступность ипотеки. Как мы знаем, указом № 204 поставлена цель довести процентную ставку по ипотеке до уровня, не превышающего 8 процентов. Мы видим, что в течение первой половины 2018 года средневзвешенная ставка была на уровне 9,5 процента. Но к концу прошлого года и началу 2019-го она поднялась до 10,5–11 процентов. Поэтому звучали предложения разработать ряд мероприятий. Например, расширить программу субсидирования ипотеки, для того чтобы как можно быстрее обеспечить уровень, установленный указом.
Вполне возможно, что такой механизм потребуется запустить. Тем более такой опыт есть на территории Российской Федерации, в том числе в Новосибирской области. К решению вопроса договорились подойти во второй половине 2019 года. Пока руководство Центробанка, руководство финансово-экономического блока Правительства РФ исходят из сценария, что тот подъем процентной ставки, который мы наблюдаем сегодня, — это краткосрочное явление, макроэкономическая ситуация в стране будет способствовать понижению ставки. Но тем не менее руководство страны услышало предложения высших должностных лиц.
Был ряд предложений, направленных на упрощение процедур, регулирующих строительство. Приведу два примера того, с чем сталкиваются не только строители, но и представители муниципальных заказчиков. В частности, мы знаем, что, когда вносится изменение в проектную документацию, требуется заново проходить экспертизу. Это затягивает сроки реализации проектов. Прозвучало предложение, что, если эти изменения не касаются конструктивных элементов здания и безопасности конструкции, то можно вносить их без прохождения повторной экспертизы.
Существует проблема долгого вовлечения в оборот земель федерального значения, особенно тех, которые находятся в ведении Минобороны РФ, Академии наук Российской Федерации. Прозвучало предложение внедрить ряд мер, которые позволили бы ускорить пополнение земельного банка муниципалитетов и регионов за счет федеральных земель.
Еще раз хочу отметить, что работа над окончательной редакцией поручений продолжается. И, наверное, какие-то дополнительные корректировки будут вноситься. Но то, что руководителям региона удалось оперативно поучаствовать в этой работе, — очень важно.
Важно также то, что этот формат поддержан Президентом страны, в течение 2019 года рабочие группы по различным направлениям национальных проектов будут готовить свои предложения и выносить их на рассмотрение таких расширенных заседаний президиума Госсовета. В том числе и рабочая группа, которую возглавил я, — по направлению «Образование и наука».