Очереди перед открытием офиса МФЦ в Новосибирске можно наблюдать каждое утро
Толпа собирается у входа в многофункциональный центр на площади Труда до открытия в 8 часов утра.
К 9 часам талоны электронной очереди на самые востребованные услуги — Росреестра — уже заканчиваются. Посетители МФЦ не знают, что часть периферийных центров загружены существенно меньше. Секреты и доступные способы, как обойти очереди в Новосибирске, — в лайфхаке от VN.ru.
Сеть МФЦ (многофункциональные центры государственных и муниципальных услуг «Мои документы») создавалась именно для того, чтобы сократить очереди. Центры оказывают широкий спектр услуг и стали реальным шагом вперед в обслуживании населения. Но самыми проблемными в Новосибирске оказались востребованные услуги — оформление документов на землю и недвижимость в Росреестре.
Ситуация резко ухудшилась с августа 2017 года, после того как закрылись офисы кадастровой палаты по приему документов. Вся нагрузка, которую раньше делили специалисты кадастровой палаты и МФЦ, легла на последних.
Причем загрузка разных МФЦ неравномерна. Например, в городе-спутнике Оби и ближайших к Новосибирску районах области работают офисы, которые оказывают точно такие же услуги и загружены гораздо меньше.
Талоны расхватывают за час
Самый популярный МФЦ в Новосибирске — головной офис на площади Труда. Если верить отзывам в соцсетях, за талонами электронной очереди там стоят чуть ли не с 5 часов утра.
«В 8:36 получил талон в электронную очередь. В 11 часов не выдержал, подошел к стойке информации с вопросом: «А сколько можно ждать? Уже больше двух часов в очереди». Ответ поразил: «А это нормальное явление, у нас люди и по 9 часов сидят», — делятся впечатлениями пользователи сайта Picabu в посте «Поход в МФЦ. Новосибирск. Кратко».
Сайт «Госуслуги» тоже не всегда помогает. «Талонов в Росреестр к 9 часам уже нет. Раньше можно было через сайт «Госуслуги» записаться на три недели вперед, сейчас и такой возможности нет», — рассказывает новосибирец Константин Е.
Очереди и их продажа
Жительнице Новосибирска Дарье М. риелтор предложил купить талон в МФЦ на улице Зыряновской за 1 500 рублей, однако позже сообщил, что цена выросла до 3 тысяч рублей, но и этих талонов в итоге не оказалось. Выручило то, что квартиру Дарья покупала у старушки, которая активно симулировала плохое самочувствие. В итоге, опасаясь, как бы ей не стало еще хуже, женщину пропустили.
Не менее драматична история Михаила Ф.: «Когда оформлял квартиру, по привычке кинулся в МФЦ на улице Державина. Но там, как всегда, была гигантская очередь. Местная работница порекомендовала обратиться в комплекс «Мои документы» на улице Зыряновской. Приехал, и там толпа. Да еще один мужик мне сурово сказал, что «физикам» тут сейчас не место, потому что там оформлялись «юрики» — юридические лица значит. Я провел разведку и выяснил, что если приехать на Зыряновскую утром в субботу, то можно совершенно спокойно подать документы на свою недвижимость. Так и вышло».
Накладка с Росреестром
В Новосибирске проблемы очередей именно в Росреестр возникли в августе прошлого года, после закрытия офисов кадастровой палаты.
— С 1 августа на территории области закрылись офисы кадастровой палаты по приему документов на государственную регистрацию прав и кадастровый учет, — прокомментировала в ходе брифинга 18 августа заместитель начальника Управления Росреестра по Новосибирской области Наталья Ивчатова. — Нагрузка, которая была возложена на специалистов кадастровой палаты, полностью перешла на специалистов МФЦ.
Закрытие офисов палаты предусмотрено мероприятиями «дорожных карт» повышения качества государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета. В соответствии с данными мероприятиями доля услуг Росреестра, оказываемых МФЦ, должна постоянно увеличиваться. Альтернативным способом является подача заявления на государственную регистрацию прав в электронном виде через электронные сервисы Росреестра.
Для тех, кто не готов ждать в очереди даже 15 минут, во всех центрах и офисах «Мои документы» Новосибирской области доступна предварительная запись, с помощью которой можно самостоятельно выбрать удобное время обращения. Так пояснили VN.ru в пресс-службе областного МФЦ.
С помощью сайта МФЦ можно сэкономить время и не стоять в очередях. Скриншот с сайта МФЦ НСО
Записаться можно:
— по номеру единой справочной службы 052 (звонки с мобильного телефона оплачиваются в соответствии с тарифом оператора сотовой связи), кроме услуг Росреестра (это сделано, чтобы избежать торговли талонами, о которой говорилось выше);
— на официальном сайте ГАУ НСО «МФЦ» в разделе «Предварительная запись» — все услуги;
— лично при обращении в центр у администраторов зала.
График загруженности центров
Чтобы заявители могли оптимально спланировать свой день, на сайте есть сервис «График загруженности филиалов». Сервис доступен во вкладке «Центры и офисы» в меню каждого центра.
Онлайн-сервис дает возможность выбирать удобное время посещения центров с минимальным периодом ожидания. С его помощью можно в реальном времени видеть количество человек в очереди в любом офисе «Мои документы», а также благоприятные и неблагоприятные для посещения дни и часы, время средней загруженности.
График работы всех центров указан на официальном сайте. В некоторые дни недели филиалы работают дольше обычного — с 8:00 до 20:00, а также по субботам.
Как борются с продажей очередей в МФЦ
Все государственные и муниципальные услуги, предоставляемые в центрах «Мои документы» Новосибирской области, абсолютно бесплатны. Уплате подлежит только государственная пошлина, если она предусмотрена действующим законодательством.
В случае обнаружения факта коррупции в МЦФ либо если третье лицо предложит вам приобрести талон на прием к специалистам центра, необходимо сообщить об этом по телефону единой справочной службы 052 или на сайте «Мои документы».
— К сожалению, такие случаи есть, и мы стараемся с этим бороться, — рассказала специалист по связям с общественностью ГАУ НСО «МФЦ» Анастасия Захарова. — Например, мы закрыли предварительную запись на услуги Росреестра по номеру 052, потому что это давало возможность получить талон без подтверждения личности и идентификации заявителя, соответственно талоном мог воспользоваться любой. Также мы ограничили действия администраторов зала по предварительной записи и усилили контроль за выдачей талонов на наших площадках.
Кстати, на официальном сайте учреждения доступен сервис «Проверить статус заявления». Благодаря этому сервису есть возможность не выходя из дома узнать, готовы ли документы к выдаче.
Кому положены льготы
Согласно стандарту комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг в центрах «Мои документы» Новосибирской области, утвержденному директором ГАУ НСО «МФЦ», администратор зала выдает талон вне очереди либо повышает приоритет талона в очереди следующим категориям граждан:
— инвалидам 1-й и 2-й группы (по предъявлении удостоверения);
— заявителям, пришедшим с детьми до полутора лет;
— беременным женщинам на последних сроках беременности (при предъявлении обменной карты, больничного листа);
— людям старшей возрастной группы (заявителям старше 80 лет), участникам ВОВ, труженикам тыла.
Для того чтобы обеспечить оказание государственных и муниципальных услуг заявителям, не имеющим возможности самостоятельно посетить центр и оформить необходимые документы, специалисты МФЦ бесплатно выезжают на дом по предварительной записи к гражданам следующих категорий: ветераны ВОВ; инвалиды ВОВ; инвалиды 1-й и 2-й группы; семьи, имеющие детей-инвалидов; Герои СССР; Герои РФ; полные кавалеры ордена Славы; Герои Социалистического Труда СССР; Герои Социалистического Труда РФ; полные кавалеры ордена Трудовой Славы.
Опубликовано с сокращением. Полный текст статьи на VN.RU