Самые финансовоемкие расходы в 2018 году — рост зарплат в бюджетной сфере
Комитет Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности завершил масштабную работу по обсуждению проекта закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Депутаты, ознакомившись со сводным докладом, приняли решение вынести законопроект в первом чтении на сессию Законодательного собрания.
Поправки — к снижению расходов
Уже на старте стало ясно, что основной финансовый документ на год и предстоящее трехлетие будет обрастать поправками в самое ближайшее время. Причин тому много, предполагаемых и запланированных.
На предстоящей сессии Заксобрания неизбежно встанет вопрос уже потраченных средств на планировавшиеся масштабные стройки, несмотря на то, что в проекте бюджета на 2018 год обязательств перед концессионерами нет, а по мусороперерабатывающим заводам соглашение планировалось расторгнуть в октябре.
Все это из серии предполагаемых причин для внесения поправок.
Запланированные факторы влияния — федеральные трансферты, ясность по которым наступает после нового года.
— Когда утверждали бюджет прошлого года, все характеристики были примерно в тональности сегодняшнего дня. Затем в течение года бюджет четыре раза претерпевал изменения на сумму 10 миллиардов рублей, — констатировал председатель бюджетного комитета Александр Морозов, с удовлетворением отметив «приростной характер бюджета».
Заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко, характеризуя бюджетные параметры, сказал о главных целях: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости финансовой системы области, безусловное выполнение принятых обязательств, в первую очередь социальных.
Достижение этих задач обусловлено необходимостью снижения долговой нагрузки (иначе не получить новых кредитов) и выполнением майских указов Президента РФ, по которым в предстоящем году наступает «знаковая контрольная точка». На компенсацию расходов по росту зарплаты в бюджетной сфере и на выравнивание бюджетной обеспеченности предусмотрены федеральные дотации — 6,4 миллиарда рублей.
Учет этих средств, субсидии, субвенции и другие межбюджетные трансферты будут включены во время второго чтения законопроекта в доходную часть бюджета. Она вырастет на 6,7 процента в сравнении с текущим годом.
Общий объем расходов на 2018 год планируется на уровне 121 миллиарда 280 миллионов рублей, дефицит — в размере 2,2 миллиарда. На 2019 год доходы и расходы — 124 миллиарда 399 миллионов рублей — будут сбалансированы при нулевом дефиците. На 2020 год прогнозная цифра — 130 миллиардов 40 миллионов рублей, также с нулевым дефицитом.
Где ждут денег
На заседании комитета упомянули даже о бюджете развития как о возродившейся надежде. Но пока федеральных денег ждут в ряде зависимых отраслей. Это проект «Безопасные и качественные дороги», федеральная программа жилищной комплексной застройки, сфера здравоохранения и инновационного развития.
В конце года банки начнут гасить короткие займы агропромышленного комплекса, который пока не в состоянии вернуть эти средства. В связи с этим Александр Морозов за пределами повестки предложил обсудить меры поддержки отрасли, которая оказалась «в беде» из-за рекордного урожая зерновых.
Министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин признал, что сложившаяся ситуация привела к коллапсу на зерновом рынке. Из-за падения цен сельхозпроизводители не имеют возможности выполнить обязательства перед поставщиками ресурсов, которые были потрачены на посевную и уборочную кампании. Министр полагает, что все возможные меры государственной поддержки будут использованы в рамках действующего бюджета.
Наказы под контролем
Депутаты бюджетного комитета ознакомились также с проектом плана реализации наказов избирателей на 2018 год. Чувствительность темы неизбежно приведет к тому, что к этим планам не раз еще будут возвращаться.
Ольга Молчанова, заместитель председателя правительства — министр экономического развития Новосибирской области, сообщила, что в программу включено 497 наказов с общим объемом финансирования 5,5 миллиарда рублей.
Затраты на 2018 год делятся между тремя уровнями бюджета. Большая часть — 5024,1 миллиона рублей — приходится на региональную казну, 312,7 миллиона — на муниципальную, 144,2 миллиона — на федеральную. Внебюджетные источники финансирования добавят 57,2 миллиона рублей.
Финансовая емкость наказов определяется как сферами деятельности, так и нуждами той или иной отрасли.
2298 миллионов рублей запланировано на реализацию наказов по обновлению дорожной инфраструктуры, она традиционно требует больших затрат и до сих пор обоснованно считается одной из основных бед не только области, но и страны в целом.
1525,4 миллиона рублей предусмотрено на выполнение наказов в сфере образования, 542 миллиона — на объекты физкультуры и спорта. 531,5 миллиона — для решения проблем жилищно-коммунального хозяйства.
Наказы по строительству и ремонту учреждений культуры потребуют 278,8 миллиона рублей. На обеспечение жителей региона Интернетом и сотовой связью, а также на защиту от подтопления по программе наказов запланировано 105,8 миллиона рублей, на газификацию — 61,8 миллиона.
Довольно низкая доля выполнения наказов по объектам здравоохранения в 2018 году — всего 194,9 миллиона рублей. Цифра, что называется, режет слух, поскольку в течение года не раз обсуждался масштабный проект по строительству семи новых поликлиник. Но заявок на участие в концессии по этому проекту не поступило. Однако правительство продолжает работать, ведутся переговоры с двумя крупными федеральными компаниями. Перспектива реализации плана по строительству этих объектов до 2020 года остается, заверили депутатов члены регионального правительства.
КОММЕНТАРИИ
Александр МОРОЗОВ, председатель комитета по бюджетной, финансово-
экономической политике Законодательного собрания Новосибирской области:
— Мы формируем бюджет по канонам, которые закреплены законодательством, как федеральным, так и областным. Это самые главные лекала, по которым мы работаем. В целом бюджет стал больше на 10 миллиардов рублей. Это несколько новых школ, спортивных объектов, продолжение программ благоустройства дворовых территорий. Считаю необходимым вернуться к теме перегруженности школ. В этом году число школьников в регионе выросло на 12 тысяч, а количество учебных мест увеличилось только на 1 800. Ситуация в аграрном секторе также требует оказания мер господдержки сельхозпроизводителям, из-за закредитованности положение многих особенно тяжело.
Елена ГОНЧАРОВА, председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области:
— В следующем году планируются изменения, которые повлияют на параметры областного бюджета. Прежде всего меняется порядок распределения акцизов на крепкий алкоголь. Пока сложно оценить, как это изменение повлияет на доходы областного бюджета.
Основной риск для сбалансированности областного бюджета заключается в льготах по налогу на имущество организаций. Ее отмена учтена в проекте областного бюджета и привела к увеличению прогноза поступлений на 2,1 миллиарда рублей в 2018 году и 2,7 миллиарда в последующие годы. При этом на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект, предусматривающий сохранение федеральной льготы в 2018 году, что приведет к соответствующему уменьшению доходов областного бюджета.
Валентин СИЧКАРЁВ, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике Законодательного собрания Новосибирской области:
— Бюджет приростной. Идет пересмотр основных векторов бюджетной политики Новосибирской области, и это важное направление работы.
Мы все больше начинаем жить по средствам, по своим доходам. Наверняка никто не будет возражать против поликлиник, моста, да и вопрос с мусором решать надо. Но по концессионным соглашениям должен быть расчет крайней точки: если вдруг мы, как сторона договора, не справляемся, нам придется выплачивать субсидию в адрес концессионера. Сколько миллиардов это потребует из бюджета?
Ирина ДИДЕНКО, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике Законодательного собрания Новосибирской области:
— Рассматривая проект закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области», поправки субъектов права законодательной инициативы, льготы по госпрограммам, необходимо включать в решения комитета сроки их реализации. Ни для кого не секрет, что многие инновационные предприятия, готовые к массовому производству, размещают эти производства за пределами нашего региона и даже страны. Нужна программа инновационного и инвестиционного развития, чтобы стимулировать производство здесь, у нас, чтобы улучшать экономическое положение области.
Алексей ЛЕГОСТАЕВ, руководитель УФНС по Новосибирской области:
— В бюджете области на 2018 год значительно вырастут расходы по медицинскому страхованию неработающего населения — на 1,140 миллиарда рублей. В эту категорию попадает 1,6 миллиона человек. И это притом что у нас сегодня в отчетности уже 1,4 миллиона застрахованных. То есть получается три миллиона человек — мы выходим за рамки. Необходимо провести полную аналитику расходов по медицинскому страхованию неработающего населения.