Ошибки в счетах за коммуналку исчисляются тысячами рублей
Пожилые люди стали чаще обращаться за консультациями, чтобы проверить, правильно ли управляющие организации рассчитывают плату за отопление. Новосибирские общественники предложили им воспользоваться бесплатным аудитом.
Впрочем, проблемы с начислениями за ЖКУ не регионального, а общероссийского масштаба: значительная часть платежей, которые поступают от граждан, задерживается по вине управляющих организаций. Исправить ситуацию решили на федеральном уровне, с помощью нового законопроекта. Суть грядущих новаций в том, что управляющие компании будут отстранены от сбора с населения денег за услуги ЖКХ и средства начнут поступать ресурсоснабжающим организациям напрямую. Поможет ли это?
«Пенсионерка пришла и плачет»
— В 2017 году решили запросить платежки за предыдущие годы, — рассказывает о своей проблеме Екатерина Михайловна из Новосибирска, — и, когда получили их, увидели, что с оплатой за отопление за 2014 год все непонятно. Если рассчитать по формуле, получается, что переплата составляет свыше 5 700 рублей.
Чтобы разобраться в цифрах, Екатерина Михайловна обратилась в комитет «Пенсионеры — за достойную жизнь». Аудиторская проверка показала, что в УК уже частично сделали перерасчет, но переплаченная сумма все равно очень велика: свыше трех тысяч рублей. Проконсультировавшись у специалистов, пенсионерка отправила в управляющую компанию запрос о том, вернут ли ей оставшееся. Ждет ответа. Специалисты комитета дают ей советы и помогают держать ситуацию на контроле.
Как пояснили в комитете «Пенсионеры — за достойную жизнь», этот случай не единичный. Процедура проверки, которую проводят здесь, в общественной приемной, бесплатная, заверила представитель организации Наталья Дмитриева. С пожилыми гражданами работают люди, которые считают, что пенсионерам надо помогать. Трудятся по графику — кто-то пару часов, а кто-то дольше. Впрочем, в комитет обращаются не только пенсионеры — возрастных ограничений для посетителей здесь нет. По словам Натальи Витальевны, многие приходят затем, чтобы «просто поговорить», и далеко не все приносят документы, необходимые для аудита. Однако практически у каждого, кто эти документы все-таки показал, в начислениях обнаружены недочеты.
— Бывает — сорок рублей, бывает — четыреста, девятьсот, четыре тысячи. В каждом случае по-разному, — комментирует Наталья Дмитриева. — И восприятие у каждого человека разное. Кто-то из-за ста рублей не пойдет разбираться, а для кого-то и это деньги. Недавно, например, пенсионерка пришла. Ей на пятнадцать рублей повысили цифру в платежке, она сидит и плачет.
Аудиторская проверка занимает два-три дня. В итоге потребитель получает на руки информацию, где высказано мнение о достоверности, частичной достоверности или недостоверности начислений. Все ошибки и недочеты, найденные в платежном документе, подробно описываются. Выдаются рекомендации, как их исправить. По словам Натальи Дмитриевой, некоторые граждане после аудита уже обратились в суд, чтобы отстоять свои права и вернуть переплаченные деньги.
Слабое звено исключат
Почему ошибок в расчетах так много? Как с этим бороться?
— Управляющие компании ошибаются, когда неправильно распределяют нагрузку между жилой частью помещения и нежилой, когда идет подготовка горячего водоснабжения на домах и так далее, — поясняет Евгений Пономарёв, руководитель Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ГЖИ). — Здесь есть элемент некомпетентности, несвоевременности проведенных работ, влияние человеческого фактора. В последние годы появились компьютерные программы — «Прогматик» и другие, которые снимают вопрос, связанный с неточностью в начислениях. Но ряд компаний работают по своим программам. По этим компаниям — основное количество ошибок и нарушений. Инспекция начинает проверку, устанавливает факт ошибки, и в 90 процентах случаев управляющие компании делают перерасчеты. В 2018 году мы планируем провести обучающий семинар для расчетных групп, чтобы пообщаться, как говорится, глаза в глаза, донести информацию. Если и после этого негативная тенденция сохранится, впору будет говорить о нарушениях законодательства, умышленных действиях. Пока я их не вижу в системе.
Чтобы платежи за ЖКУ не задерживались в управляющих компаниях, Минстрой России разработал законопроект, который выведет их из цепочки оплаты. То есть УК будут получать деньги только за управление. Об этом сообщил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис во время ноябрьского визита в Новосибирскую область.
— В силу закона деньги будут идти автоматом ресурсоснабжающей организации, у нее появится право работать со своими должниками, — рассказал замминистра. — Эта позиция выгодна прежде всего потребителю — не будет ситуации, когда он заплатил управляющей компании, а деньги до котельной не дошли, и там отключили газ. Добросовестным управляющим компаниям это тоже выгодно, потому что они снимают с себя лишнее бремя по долгам ресурсоснабжающим организациям. Этот подход сегодня одобрен и Председателем Правительства Российской Федерации, и субъектами Российской Федерации, и парламентариями. Законопроект дорабатывается, вносятся точечные правки по замечаниям наших коллег из государственного правового управления, в ближайшее время он поступит в Госдуму.
По мнению Евгения Пономарёва, когда новый закон вступит в силу, ряд компаний, работающих на прокрутке денег, возможно, покинут рынок. По прогнозам, таковых будет процентов пять или десять от общего числа. Впрочем, прямые платежи введены в Новосибирске уже сегодня — собирать деньги на свои счета, чтобы потом перечислять их ресурсоснабжающим организациям, продолжают считаные компании. Поэтому, на взгляд начальника ГЖИ, рынку должны помочь прямые договоры: УК перестанут быть посредниками между производителем коммунальной услуги и потребителем, а ресурсоснабжающие организации будут отвечать за качество и количество ресурса.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей ЧИБИС, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:
— Цель законопроекта простая — сделать так, чтобы деньги шли быстро, автоматом, напрямую ресурсоснабжающим организациям. Это повысит платежную дисциплину, снизит объем долга. А самое главное — те управляющие компании, которые пришли управлять не домами, а чужими деньгами, перестанут держаться за дома. Рынок откроется для современных компаний, которых становится все больше и больше. Мы как потребители только выиграем: будем выбирать того, кто нам оказывает качественные услуги, дополнительный сервис, нормально разговаривает, слышит нас. Вот логика нового закона, который очистит рынок управляющих компаний от жулья.