Десять звонков от водителей, замерзающих на дорогах области, приняли спасатели в первые три дня февраля
Доступ к цифровым сервисам не только делает жизнь человека комфортнее, но и выручает в минуту опасности. В период трескучих морозов стоит держать в памяти три цифры: 112 — единый номер вызова экстренных оперативных служб. Специалисты, вооруженные новейшими информационными технологиями, работают дистанционно, определяют местонахождение попавшего в беду человека и организуют помощь.
О том, как работает система 112, речь шла 31 января на расширенном заседании коллегии департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области.
Риски зимних дорог
Запоздалые крещенские морозы накрыли Сибирь в начале февраля. В регионе стоит аномально холодная погода — минус 35 градусов и ниже, а по ночам столбики термометров опускаются до сорока. Чтобы пережить арктическую волну без потерь, все дорожные службы области переведены на особый режим работы. Для помощи водителям на трассы выведена дополнительная техника, сообщили в региональном минтрансе. Диспетчерские службы находятся в режиме полной боевой готовности.
Если случилась авария, автомобилисты могут сигналить о несчастье с помощью кнопки экстренного вызова на блоках автомобильных систем, что в экстремальной ситуации очень удобно. Кстати, директор ГКУ Новосибирской области «Служба 112» Дмитрий Леонов рассказал на заседании коллегии, что количество звонков, сделанных с мест ДТП с помощью этой кнопки, увеличивается с каждым месяцем.
Утром 4 февраля в Территориальном управлении автомобильных дорог Новосибирской области (ТУАД) нам сообщили, что с начала месяца диспетчеры приняли 10 обращений о помощи. Больше всего звонков, а точнее четыре, поступило из Тогучинского района, однако сигналы шли отовсюду: из Ордынского, Краснозерского, Новосибирского и некоторых других районов области. Водители попадали в аварии, жаловались, что перемерзло топливо, заглох мотор. Всем оказали помощь.
Отслеживать порядок помогают цифровые технологии: для мониторинга ситуации на дорогах региона установлены 93 видеокамеры. Алексей Конкин, начальник отдела информационных технологий и связи ТУАД Новосибирской области, пояснил, что с их помощью специалисты контролируют состояние дорог, а также видят погодные условия на том или ином участке — температуру воздуха, заносы, бураны. Обратившись к сайту gissrv.tuad.nsk.ru, каждый новосибирец, планирующий дальнюю поездку, может оценить дорожную обстановку в любом районе области и взвесить риски.
Если друг потерялся вдруг
В студеную пору слаженность и оперативность действий особенно важна, ведь сбившийся с дороги пешеход или попавший в аварию автомобилист могут попросту замерзнуть. Система 112, которая работает по принципу одного окна и координирует действия спасателей, уже доказала свою эффективность во многих экстренных ситуациях.
О том, как удается предотвращать трагедии, на заседании коллегии рассказал Дмитрий Леонов.
Пример номер один: в центр обработки вызовов системы поступил сигнал из Тогучинского района, и некая женщина сообщила, что их компания из четырех человек блуждает в лесу. Люди долгое время не могут найти дорогу домой и определить, где находятся. Выяснив подробности, оператор немедленно передал информацию о происшествии и координаты абонентского устройства в Тогучинский район. Заплутавших постоянно держали на связи, психологически поддерживали и наконец нашли.
Кстати, в системе 112 психологи работают круглосуточно.
— Многие звонки, которые приходят к нам, требуют очень долгого общения — от сорока минут до двух с половиной часов — рассказал Дмитрий Леонов. — Есть примеры работы психологов, когда удалось сохранить жизнь людям, имевшим суицидальные намерения.
Еще один пример: на номер 112 позвонил мужчина, который сообщил, что его жена потеряла сознание, причем они находятся в лесу. Скорая помощь, с которой нужно связаться, не может их найти. Как помочь? Оператор системы организовал конференцию со службой скорой, передал информацию о происшествии и координаты пострадавшей, выяснил ближайший адрес. В конце концов людей нашли, и женщине своевременно оказали помощь.
Помощь приходит быстрее
Система обеспечения вызовов совершенствуется: жизнь заставляет что-то менять, добавлять, и работа идет постоянно, подчеркнул Дмитрий Леонов. Так, успешно проведены тестовые испытания возможностей взаимодействия систем Новосибирской области, Алтайского края, Омской, Томской, Кемеровской областей. Соглашения подписаны, и, когда системы регионов будут полностью введены в эксплуатацию, взаимодействие будет налажено.
По словам Анатолия Дюбанова, руководителя департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области, главный результат внедрения системы 112 — сокращение времени реагирования. Алгоритм работы позволяет оператору, который принимает звонок, направить на место происшествия сразу несколько служб, а затем координировать их действия. Все это становится возможным в значительной степени благодаря современным информационным технологиям.
Выступая на заседании коллегии, Анатолий Дюбанов отметил, что развитие телекоммуникационной инфраструктуры в регионе является сегодня приоритетным проектом: без современных услуг связи невозможно решить задачу, обозначенную Президентом Российской Федерации, — активное развитие цифровой экономики в стране.
— Региональные практики цифровой трансформации Новосибирской области получили высокую оценку на федеральном уровне и рекомендованы для тиражирования в других субъектах Российской Федерации, — подчеркнул руководитель департамента.