Валерий ФИЛИППОВ, профессор кафедры архитектуры НГУАДИ, председатель совета ассоциации «Гильдия проектировщиков Сибири», считает, что четвертый мост нужен городу, точно так же как Заельцовский, Мелькомбинатовский и другие мосты, обозначенные на Генплане.
— Все эти переправы через Обь необходимы, чтобы транспортная схема Новосибирска функционировала нормально. Если их не строить, то нагрузка на существующие Коммунальный и Димитровский мосты будет постоянно возрастать. Да, Бугринский сейчас недостаточно загружен, и причина вполне понятна: не до конца сделаны подходы к нему как со стороны левого, так и со стороны правого берега. Чтобы этот мост был загружен полностью, необходимо запустить Восточный обход, на правом берегу сделать развязки на улицах Выборной и Кирова. Но это вовсе не означает, что не надо строить четвертый мост. Работу можно вести параллельно. Рано или поздно подходы к Бугринскому мосту будут построены, развязки сделаны.
Что же касается очередности строительства мостов, то она не была оговорена в Генплане. Все это зависит от экономической ситуации. Так уж сложилось, что мост в створе Ипподромской решили строить раньше, чем Мелькомбинатовский или Заельцовский. Именно под него пойдет финансирование, и отказываться от такой возможности глупо. Двадцать, тридцать, а то и сорок лет назад мы уже потратили кучу денег, когда проектировали и строили Ипподромскую магистраль, которая фактически упирается в берег Оби. Так что теперь уже поздно рассуждать о месторасположении моста и искать другой створ. Всем критикам я бы посоветовал взглянуть на Генеральный план Новосибирска. И в 2007 году, и в 1969-м, и раньше, в пятидесятые годы, когда закладывались основы Генплана, всегда был обозначен мост на том же месте, рядом с железнодорожным мостом. Этот мост должен связать Ипподромскую магистраль с улицей Станционной и далее с аэропортом Толмачёво.
Конечно, если построить четвертый мост так же, как построили Бугринский, без необходимых развязок на правом и особенно на левом берегу, то он будет стоять пустой. А затраты на эти развязки колоссальные — и на проектирование, и на строительство. Надо сразу делать все в комплексе, реализовывать проект, который предлагался концессионерами и рассматривался на градостроительном совете, в полном объеме. Думаю, что критики четвертого моста как раз и опасаются, что его построят, а подходы к мосту не сделают. Или сделают, но не полностью. Поэтому они предлагают пустить средства, предназначенные на строительство четвертого моста, на возведение развязок и подходов к Бугринскому мосту. Но все понимают, что деньги выделяют под конкретный проект и потратить их на другие нужды нельзя.
Если говорить в целом, то строительство четвертого моста через Обь будет способствовать росту инвестиционной привлекательности Новосибирска, увеличению количества рабочих мест. Реализация этого проекта, безусловно, пойдет на пользу городу.