Телеканал ОТС готовит новый масштабный проект к всенародному празднику
9 мая жители региона смогут узнать, как снимались любимые фильмы о войне: журналисты телеканала прочитают для них воспоминания режиссеров и актеров, а известные артисты новосибирских театров исполнят песни военных лет.
Каждый год в День Победы телеканал ОТС старается порадовать своих зрителей. Но минувший 2020-й стал в этом смысле особенным: в честь 75-летия окончания Великой Отечественной войны коллектив создал трехчасовой телевизионный альманах «Победа», который включил в себя три фильма. Один из них посвящен работе поисковиков в Ленинградской области, второй — Монументу Славы в Новосибирске, третий снят по материалам областного архива. В телеальманахе также прозвучали интервью с Владимиром Познером, Александром Балуевым и другими известными людьми, а новосибирские артисты Светлана Тиссен и Карен Мовсесян спели военные песни.
Как создавались легендарные фильмы
— Наша программа шла по телевидению, кроме того, мы выложили ее в Интернет. Разные эпизоды нашего телеальманаха «Победа» набрали тысячи просмотров, — рассказывает автор проекта #БЕЗВОЙНЫ редактор канала ОТС Екатерина Тихомирова. — А сегодня команда ОТС готовит новый проект, посвященный Дню Победы.
Фото предоставлены Екатериной ТИХОМИРОВОЙ
По словам Екатерины, в основу сценария легли воспоминания участников киноэкспедиций, которые снимали ставшие любимыми для нескольких поколений фильмы о войне. Актеры и режиссеры рассказывают, что происходило на съемочных площадках известных картин. Материалы взяты из их автобиографических книг, причем речь идет о фильмах, снятых в разные годы.
— Чем обусловлен такой выбор? Дело в том, что мы прекрасно знаем нашу аудиторию — это наши дедушки и бабушки, мамы и папы. Они любят такое кино и песни о войне. Раньше на праздник Победы произведения этого жанра шли по телевидению в режиме нон-стоп. Но в последние годы, что греха таить, эфир ими вовсе не перегружен. И мы решили восполнить этот пробел, — поясняет автор проекта #БЕЗВОЙНЫ. — И еще один важный момент. Многие ли знают, как создавались фильмы, уже ставшие легендами? Да, мы не можем поговорить сегодня с их создателями и актерами, к примеру с Петром Тодоровским или Людмилой Гурченко. Но некоторые из них оставили воспоминания, из которых мы выбрали самые яркие моменты.
«Бутафорская кровь смешалась с настоящей…»
Действительно, стоит прочесть хотя бы несколько строк, и это повествование захватывает с головой. Вот, например, что пишет всенародно любимая актриса Людмила Гурченко о фильме «Двадцать дней без войны»: «Когда я теперь слышу «Алексей Герман»… вижу сквозь то замерзшее окно моего купе, как далеко-далеко от нашего военного поезда по снежному полю ходит человек в тулупе. Рядом с ним собака Боря — черный лохматый терьер. Человек ходит долго-долго, вот уже и темнеет... Но Он — весь в картине, весь в своем материале. Он сейчас в сорок втором году. Просвисти рядом снаряд, режиссер даже бровью не поведет. Кого в войну можно было удивить воем снаряда? Это было как “доброе утро”». Это 1975 год.
Актер Вадим Гусельников (театр «На левом берегу») и Илья Марьясов (аккордеон). Фото предоставлены Екатериной ТИХОМИРОВОЙ
А вот воспоминания актера Владимира Конкина. Он рассказывает, как в 1976 году создавался фильм «Аты-баты, шли солдаты...». Артисту во время съемок пришлось перенести немало испытаний. «Снимаем, вот уже горит и дымится поле. Вижу — танк уже пересек красную линию. А пошевелиться не могу. Ступор. Не чувство страха, нет. Просто ступор. Смотрю на приближающуюся машину, как кролик на удава… Спас меня тогда ассистент оператора. В каком-то невероятном прыжке он бросился ко мне, успел толкнуть ногой в спину, сбить меня с ног буквально в последний момент. Секундой позже машина прошла надо мной, противотанковое ружье раздавило всмятку, меня завалило землей. Помню, когда откапывали, бутафорская кровь уже смешалась с настоящей, гимнастерка в клочья... «Наверное, это ТАК было на войне?» — успел я сказать Леониду Быкову и хлопнулся в обморок. Очнулся уже в скорой помощи. Серьезных травм вроде не было, но съемки тогда остановили на два дня».
Часть декорации. Купе вагона. Фото предоставлены Екатериной ТИХОМИРОВОЙ
Не меньше трогают за душу и слова режиссера Петра Тодоровского про фильм «Военно-полевой роман». Это уже 1983 год. «Трудно было восстанавливать разрушенные после войны города. Но еще труднее — восстанавливать израненные человеческие души. Мы часто не умеем в хорошем смысле этого слова пользоваться жизнью… А какая это удача — просто жить! Видеть, что небо ясное, что цветы растут, женщина улыбается и впереди — прекрасная неизвестность!» — вспоминал Петр Тодоровский.
За себя и за того парня
— Подбирая материал для нашего проекта, я столкнулась с удивительными пересечениями судеб фильмов и песен, — делится Екатерина Тихомирова. — Приведу только один пример. Наверное, не многие знают, что песня «За того парня» впервые прозвучала в фильме «Минута молчания» и исполнил ее под гитару актер Александр Кавалеров. Но известность она приобрела позже, когда в фильме «В бой идут одни “старики”» ее спел молодой еще тогда Лев Лещенко. Вот тогда песня стала по-настоящему популярной, потом ее исполняли Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон и другие певцы. Вот так песня из одного фильма зазвучала благодаря другому.
Кстати, песня «За того парня», которую многие из нас знают с детских лет, прозвучит и в проекте ОТС, посвященном Дню Победы. Ее исполнит актер театра «Красный факел» Константин Телегин. И тоже под гитару.
— Когда я предложила Константину спеть эту песню, он сначала отказался: мол, ее исполняли Лещенко и целый оркестр. Но я дала ему послушать то, первое исполнение. И Константин согласился, — говорит Екатерина Тихомирова. — Поет в проекте и другой актер «Красного факела» Антон Войналович, а также прекрасная актриса театра «Глобус» Светлана Тиссен. Можно сказать, что она — наш талисман, Светлана участвует уже в третьем нашем масштабном проекте. Премьера состоится 9 мая на канале ОТС, в 11:00 и 17:00.
Светлана Тиссен проверяет звук. Фото предоставлены Екатериной ТИХОМИРОВОЙ
Как рассказывает автор проекта, в реализации идеи помогли многие люди. Например, десять больших дорожных чемоданов тех лет предоставил Интегральный музей-квартира Академгородка, новосибирские режиссеры-документалисты тоже поделились реквизитом. Так что можно не сомневаться: все, что увидят зрители, — чемодан сороковых годов, радиоприемник шестидесятых, настольную лампу семидесятых — подлинное, настоящее.
— Наш проект — это дань благодарности от нас сегодняшних большим мастерам, благодаря которым мы смотрим, слушаем, читаем замечательные произведения. Мы живем в эпоху компьютерной графики и технологий. В современном кино дизайнер может взять кадр с танком, сделать проект в 3D и дальше копировать его, создавая целую дивизию. А в советское время тяжелую технику и крылатые машины для военных кинокартин собирали по всей стране. Мы хотим рассказать, чего это стоило — в прямом и переносном смысле. И еще. Мы, участники этого проекта, журналисты ОТС, в основном родились в семидесятые годы, восьмидесятые, кто-то в девяностые, но солидарны в одном: все мы, кто родился после войны, живем сегодня, как в той песне, «за себя и за того парня». Так давайте вспомним о них, о тех, благодаря кому мы можем сегодня жить в мире. Без войны, — говорит Екатерина Тихомирова.