Система образования продолжает противостоять COVID-19
На брифинге, состоявшемся на прошлой неделе, министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук сообщил, что из-за второй волны пандемии корректировке подверглась и вторая учебная четверть.
Учащихся ждет смешанная форма обучения. И приступят ребята к занятиям на неделю позже запланированного срока — с 16 ноября.
Дистант полный или частичный
Как рассказал Сергей Федорчук, принятию окончательного решения предшествовали открытые совещания с директорами образовательных учреждений и представителями родительской общественности. Рассматривались две модели организации учебного процесса: перевести всех детей на дистанционку или же сконструировать совмещенный вариант — какую-то часть ребят отправить в школы, а кого-то оставить дома. Единого мнения, по словам министра образования, не было.
— При выборе модели опирались в первую очередь на два аспекта, — пояснил Сергей Федорчук. — Первое — это то, что до сих пор довольно много педагогов находятся на больничных. В некоторых школах 10–20 процентов педсостава болеет, а в отдельных доходит и до 30 процентов. В основном, правда, больничные листы открыты по ОРВИ. А во-вторых, статистика показывает, что среди школьников в основном болеют ребята с 6-го по 10-й класс.
Исходя из этого были приняты следующие решения. Начать вторую четверть на неделю позже, чтобы дать возможность учителям, которые сейчас болеют, долечиться. Школьники 6–10-х классов продолжат учебу в дистанционном формате, а вот ребята помладше, с 1-го по 5-й класс, и одиннадцатиклассники после каникул вернутся в школу. Как объяснил министр образования, ученики начальной школы, с 1-го по 4-й класс, еще не способны заниматься самостоятельно; пятый класс — это переходный период между младшим и средним звеном, ребятам этого возраста тоже легче учиться очно. А выпускным классам необходимо достойно подготовиться к ЕГЭ.
— В очной форме продолжат учебу после каникул и ребята из малокомплектных школ, таких в регионе 410, обучаются в них 30 тысяч детей, — уточнил Сергей Федорчук. — Они будут посещать школы, разумеется, с соблюдением всех санитарных норм. Отчасти такое решение продиктовано тем, что не все дети, проживающие в сельской местности, имеют возможность заниматься дистанционно.
У около 15 тысяч школьников нет гаджетов. И приблизительно 2,5 тысячи детей проживают в такой местности, где пока еще нет доступа в Интернет. Кроме того, в силу специфики образовательных программ остаются на очной форме обучения все 29 коррекционных школ области, 15 из них расположены в Новосибирске.
Присутствовавший на брифинге сопредседатель совета отцов при губернаторе Новосибирской области Эдуард Куразян отметил, что уровень образования в связи с пандемией падает. Дистант не может в полной мере заменить очный формат обучения, но в сложившейся ситуации другого выхода нет.
— Предложенная модель организации учебного процесса наиболее приемлема, — считает Эдуард Куразян. — Нас всех тревожат жизнь и здоровье наших близких. Надеюсь, в скором времени мы вернемся к привычному формату учебы, но сейчас надо с пониманием отнестись к складывающейся ситуации. Нам надо защищать интересы нашей страны и нашего общества, быть едиными и поддерживать друг друга.
Время для подготовки
До начала занятий есть еще время, а значит, есть возможность хорошо подготовиться. Об организации учебного процесса в школах Новосибирской области и применении дистанционных технологий на брифинге в правительстве региона рассказал заместитель министра образования Владимир Щукин.
— Для 6–10-х классов дистанционное обучение будет организовано в соответствии с рекомендациями министерства образования. На сайте министерства, а также на сайтах школ есть вкладка «Дистанционное обучение», где можно ознакомиться со всей необходимой информацией. Приоритетом является здоровье детей и учителей, поэтому объем учебных материалов, а также количество времени, которое школьники проводят за компьютерами во время обучения, регламентируются санитарными правилами и нормативами, — сообщил замминистра.
Для учеников 7–11-х классов продолжительность непрерывной работы за компьютером должна составлять не более 35 минут, для остальных — не более 30 минут. Заместитель министра также обратил внимание, что при дистанционном обучении задание не может делиться на домашнюю и классную работу. Оно должно выдаваться на определенный период, а его выполнение укладываться в установленные временные рамки. При этом дистанционное обучение нужно организовать так, чтобы ребенок работал в своем темпе и мог сам планировать учебную деятельность.
— По факту это персонализированный подход, в индивидуальном режиме, — подытожил Владимир Щукин.
А что студенты?
Что касается высшего и среднего профессионального образования, то, как известно, первые курсы колледжей в настоящее время занимаются дистанционно. Старшие курсы учатся по смешанной системе: теоретический материал дается онлайн, а практические занятия проходят в аудиториях.
— Основная масса вузов тоже перешла на дистант, — отметил Сергей Федорчук. — На сегодня из 70 тысяч студентов только 9 тысяч обучаются в очной форме. Около 30 тысяч проходят обучение полностью в дистанционном формате и чуть больше 30 тысяч — в смешанном. Кроме того, 35 тысяч студентов-заочников также находятся на дистанте.
Директор лицея № 159 Татьяна Горбачева, также присутствовавшая на брифинге, согласна, что уход на дистанционную форму обучения в сегодняшних реалиях единственно верное решение. Она даже привела исторический пример: в сентябре 1812 года на военном совете в Филях решалось, отступить и дать армии возможность набраться сил либо начать еще одно генеральное сражение, рискуя потерять всю армию.
— Мы можем еще больше усугубить ситуацию тем, что учителя уйдут на больничные, — сказала Татьяна Горбачева. — Раньше мы знали, что можно выпить таблетку парацетамола, сбить температуру и пойти работать дальше. Сегодня болезнь такова, что это очень опасно для конкретного человека и для его окружения. И поэтому мы не можем рисковать. Выбирая между здоровьем и реализацией учебной программы в том формате, как мы делали это раньше, конечно, мы выбираем здоровье детей и наших коллег.
По словам директора лицея, весной, когда дистант вводился первый раз, у педагогов не было четкого понимания, как давать учебный материал. Сейчас же, спустя полгода, уровень квалификации учителей в этом вопросе серьезно вырос.