Главным результатом внесения поправок в закон должно стать повышение эффективности выполнения наказов
Первое заседание рабочей группы по внесению изменений в закон о наказах избирателей депутатам Законодательного собрания Новосибирской области открылось дискуссией. Глава комиссии по наказам, в частности, заявил о необходимости умерить темпы сбора пожеланий избирателей и реально посмотреть на вещи — далеко не все седьмой созыв сможет реализовать.
Председатель комиссии Дмитрий Козловский кратко сформулировал основные вопросы, которые должно решить внесение изменений в закон о наказах депутатам. Речь о неравноправном положении одномандатников и парламентариев, выдвигаемых по областным партийным спискам, которые собирают наказы избирателей с нескольких территорий. А также о заведомо неисполнимом количестве пожеланий. Почему это стало проблемой? У депутатов Законодательного собрания седьмого созыва финансирование наказов в два с половиной раза превышает бюджет области. И это результат той нагрузки, которая перешла «в наследство» от предыдущего созыва.
Подумать о наказах и вспомнить о жителях малых сел
Среди прозвучавших предложений — увеличить минимальную численность избирателей, присутствующих на собраниях по передаче наказов. Вопрос, как оказалось, дискуссионный. С одной стороны, число наказов таким образом, возможно, и сократится, но будут ограничены права жителей малых сел, которые не смогут передать кандидату в депутаты свои наказы. Депутат Роман Яковлев напомнил, что по разным причинам в течение созыва происходят довыборы депутатов и те, кто приходит на смену ушедшим, не могут включить в программу полученные от избирателей предложения.
— Институт наказов в Новосибирской области — самый эффективный в России, — уверен заместитель председателя парламента Валерий Ильенко.
По мнению депутата, логично прикреплять кандидатов в депутаты, выдвигаемых по областному партийному списку, к конкретной территории, а кроме того, более четко разделить обращения и наказы. В первом случае работы должны оплачиваться из депутатского фонда, во втором — из бюджета области.
Определиться с приоритетами и полномочиями
Еще один аспект работы по наказам отметил депутат Сергей Титков.
— Если мы понимаем наказы как план социально-экономического развития для конкретной территории, надо найти механизм определения приоритетов, — заявил он.
Сергей Титков считает необходимым прописать в законе роль глав поселений, местных советов. А принимаемый от территории список наказов должен быть подписан главой района, уверен депутат.
На этом моменте остановился и первый вице-спикер регионального парламента Андрей Панферов, отметивший, что не должно быть «подпольных» собраний и наказов, о которых не знают главы поселений.
— Наказы должны обеспечивать развитие сельских территорий Новосибирской области. Уровень жизни на селе несравним с положением в городе, — подчеркнул он. — В этом смысле от дублирования одних и тех же наказов у разных депутатов толку не будет. Мы прекрасно знаем, что бюджет области не бесконечен. Когда принимаются наказы на 300 миллиардов, избиратели отлично понимают, что многие из данных ими наказов не будут выполнены. Лучше приехать и сказать, что выполнил двадцать наказов — ты будешь честен перед своими избирателями, и люди тебе скажут спасибо, — чем просто пар выпускать. Для деревень по 20–30 человек, где годами, десятилетиями ничего не делается, концессии, ледовые дворцы совершенно безразличны. 2025 год не за горами, нам вспомнят каждый наказ, который не будет выполнен. Процесс работы над поправками в закон не должен быть растянут.
Итоги дискуссии подвел Дмитрий Козловский, поставив задачу до нового года сформулировать предложения и вынести на комиссию по наказам проект изменений в закон.
— А уже комиссия вынесет законопроект на рассмотрение бюджетного комитета, — поставил точку в разговоре председатель комиссии по наказам.