Мораторий на проверки закончился, коммунальщикам придется напрячься
После того как в прошлом году из-за пандемии коронавируса ввели мораторий на внеплановые проверки, работа контролирующих органов усложнилась. В том числе в коммунальной сфере. Собственники жилья заваливают государственную жилищную инспекцию жалобами: управляющие компании расслабились, у них не получается работать не за страх, а за совесть.
Можно объяснить русским языком?
Начальник областной государственной жилищной инспекции Александр Полищук рассказал, что в 2020 году коммунальщикам было отправлено почти десять тысяч писем из ГЖИ. Население не от «нечего делать» обращается к эпистолярному жанру. Если в 2019 году на горячую линию инспекции поступило 13 500 жалоб от жителей региона, то в прошлом году их поток увеличился до 15 424.
Напомним, что раньше по обращениям жильцов инспекторы выезжали на место и, если фиксировали нарушения, например сугробы во дворе, сосульки на крыше, выдавали предписания. В 2020-м ограничивались предостережениями, их выписали целых 3 665, что многократно превышает показатель предыдущего года. Коммунальщики в 97 процентах случаев были послушны ГЖИ. Это хорошо, что есть инспекция и что она работает. Плохо, что работы по жалобам у нее не убавляется.
Ситуацию обсудили участники отраслевого актива. Свое мнение высказал заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Семка.
— Правильно, что основной метод теперь — предупреждение, — считает он. — Отрадно и то, что УК выполняют. Значит, у ГЖИ хороший авторитет. Правда, некоторые организации стали пользоваться мораторием и решили: не будем снег убирать, крыши чистить, хотя это их главная задача — обеспечить комфортное проживание людей. В целом ГЖИ Новосибирской области показала, что работает эффективно.
Действительно, по итогам 2020 года Минстрой РФ отметил государственную жилищную инспекцию Новосибирской области как одну из лучших в стране. И прекрасно: все же 15 лет, как структура создана, должны же быть успехи. Причем, судя по тому, как активно люди жалуются в инспекцию, доверие населения к ней все больше укрепляется.
Cлабое звено выпадает...
Инспекция — это не только и не столько карающий меч. В обязанности ГЖИ входит и мониторинг технического состояния всех 13 410 МКД в Новосибирской области. На нее также ложится бремя организации нормального обслуживания многоквартирников там, где коммунальщики не справляются.
Председатель Ассоциации советов многоквартирных домов Новосибирской области Татьяна Новая озвучила основные претензии населения к управляющим компаниями. К примеру, слабое взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями: отопительный сезон в разгаре, а люди до сих пор жалуются на холод в квартирах, хотя отрегулировать систему — в компетенции УК.
Откровенная управленческая немощность некоторых управляющих компаний приводит к тому, что жилые дома у них забирают. Так, в прошлом году 140 многоквартирников сменили УК. Процесс муторный и крайне тревожный для жильцов.
«На нас наговаривают»
Заместитель председателя общественного совета при ГЖИ Елена Зуева уточняет, что не всегда собственники жилья бывают правы в своих требованиях к управляющим компаниям. Жалобы в инспекцию иногда становятся способом манипуляции: ГЖИ отреагирует, у руководителя УК будут хлопоты, даже если нет оснований для наказания.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Николай Мамулат рассматривает деятельность управляющих компаний со своей точки зрения. Он положительно оценивает, что с УК, ТСЖ и ЖСК перестали сдирать три шкуры в виде штрафов. Постоянные и жесткие репрессии ставят коммунальщиков на грань банкротства. И по этому поводу предприниматели жаловались в аппарат уполномоченного.
— Сейчас после звонка инспектора в УК нарушение устраняют, и качество работы при этом не стало хуже, — считает Николай Мумулат.
Но жильцам хочется, чтобы обслуживание улучшалось, а не держалось на одном, причем не самом высоком уровне, верно? Тем более собственники из своего кармана расплачиваются за работу управляющей компании. Тоскливо отдавать каждый месяц деньги, в том числе за работу дворника, и не видеть этого дворника после снегопада ни на следующий день, ни через неделю, а только после жалобы в инспекцию. В другой сфере бизнес с таким отношением к потребителю и без всяких штрафов вылетит в трубу.
Кстати, есть примеры эффективных УК. Значит, можно построить работу без нареканий со стороны горожан? В Новосибирской области регулярно проводится обучение работников коммунальной сферы. Беда в том, что не во все головы укладывается эта наука. И главное — не хватает рабочих рук. Кадровый вопрос — один из краеугольных в ЖКХ.
За лопаты!
Между тем синоптики обещают оттепель. Это значит, что на крышах домов вырастут сосульки. Нужно срочно чистить крыши от снега. Тут ожидание, пока прилетит предостерегающее письмо из ГЖИ, может быть фатальным. Работы у коммунальщиков — края не видать. Хватит ли лопат и рук, чтобы оперативно решить задачи?
Кстати, 1 января 2021 года мораторий закончился, а значит, в сферу ЖКХ вернулись проверки. Всего за пять дней, с 25 по 29 января, инспекторы ГЖИ провели рейды на 455 придомовых территориях многоквартирных домов Новосибирска. В том числе осмотрели кровли и козырьки многоквартирных домов — они должны быть очищены от снега, наледи и льда. Выявили 168 нарушений, по этому поводу в УК отправлены предостережения. Жизнь продолжается.